SHOEGAZE | DREAM POP

SHOEGAZE | DREAM POP

 

       

 

MUSIC     MUSIC     MUSIC     MUSIC     MUSIC

 

DEEP_SKY_OBJECT

 

TOTAL RECALL

2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014

2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006

4AD
CREATION
DUOPHONIC
CLAIRECORDS
TONEVENDOR
BELLA UNION
Club AC30
ALISON RECORDS


TWEE NET

KILL ROCK STARS
ONE LITTLE
MUTE

VK SHOEGAZE
LAST SHOEGAZE
RYM SHOEGAZE

MY BLOODY VALENTINE
SLOWDIVE

Shoegaze is a genre of late '80s and early '90s British indie rock, named after the bands' motionless performing style, where they stood on stage and stared at the floor while they played. But shoegaze wasn't about visuals -- it was about pure sound. The sound of the music was overwhelmingly loud, with long, droning riffs, waves of distortion, and cascades of feedback. Vocals and melodies disappeared into the walls of guitars, creating a wash of sound where no instrument was distinguishable from the other. Most shoegaze groups worked off the template My Bloody Valentine established with their early EPs and their first full-length album, Isn't Anything, but Dinosaur Jr., the Jesus & Mary Chain, and the Cocteau Twins were also major influences. Bands that followed -- most notably Ride, Lush, Chapterhouse, and the Boo Radleys -- added their own stylistic flourishes. Ride veered close to '60s psychedelia, while Lush alternated between straight pop and the dream pop of the Cocteau Twins. Almost none of the shoegazers were dynamic performers or interesting interviews, which prevented them from breaking through into the crucial U.S. market. In 1992 -- after the groups had dominated the British music press and indie charts for about three years -- the shoegaze groups were swept aside by the twin tides of American grunge and Suede, the band to initiate the wave of Britpop that ruled British music during the mid-'90s. Some shoegazers broke up within a few years (Chapterhouse, Ride), while other groups -- such as the Boo Radleys and Lush -- evolved with the times and were able to sustain careers into the late '90s.

В начале 90-х шугейз доминировал на британской инди-сцене хотя и недолго. Slowdive и Curve были на обложках музыкальных еженедельников, Lush оказались в Top 40, а Ride были хэдлайнерами Reading Festival. Вспыхнув еще до взлета гранджа (Nirvana, Pearl Jam и Soundgarden) и бритпопа (Suede, Pulp, Blur, Oasis), факел шугейзеров горел с должной яркостью год или два в лучшем случае. Нил Хэлстед из Slowdive объяснял происхождение термина шугейзинг тем, что не слишком искушенные музыканты тратили много времени, чтобы найти взглядом на полу нужную педаль. Авторство этого ярлыка приписывается Стиву Сазерленду из Melody Maker, хотя кое-кто из NME настаивал на собственном приоритете.

Собственно музыка была чрезвычайно громка, но при этом наполнена заразительными мелодиями, зарытыми в разрывающие барабанные перепонки слои гитарного фидбэка. Это пульсирующая струя звука, в которой один инструмент неотделим от другого, мелодии и вокальные партии сливаются в оглушительной нойзовой гармонии. Голоса обычно бывали женскими – Рэйчел Госуэлл (Slowdive), Тони Холлидей (Curve), Мики Береньи и Эмма Андерсон (Lush).

Музыка Шугейзеров являла собой туго закрученную смесь нью-йоркской школы гитарного нойза (Velvet Underground, Sonic Youth) и атмосферного саунда, ставшего визитной карточкой независимого лейбла 4AD (в первую очередь, Cocteau Twins). Cure и Jesus and Mary Chain являлись двумя другими источниками влияния. В период между выходом альбома My Bloody Valentine Isn't Anything (1988) году и их следующей работой Loveless (1991) глава лейбла Creation Records Алан МакГи подписал множество групп (Ride, Slowdive, The Telescopes, Swervedriver).

В дальнейшем шугейзеры оказались в плену древнейших клише рок-н-ролла: эксцентрический гений, не справившийся с последствиями творческого успеха (в трагических традициях Брайана Уилсона и Сида Баррета Кэвин Шилдс оказался неспособен создать продолжение альбому Loveless), отчаяние (самоубийство барабанщика Lush Криса Экланда существенно приблизило конец группы), эксперименты с химией (если и был музыкальный стиль, словно специально созданный для экстази и галлюциногенов, то это и был шугейзинг) и обычные сражения внутри группы (на альбоме Carnival of Light 1994 года два основных автора группы Ride разместили свои песни на разных сторонах альбома).

Некто сказал, что малое число видевших The Velvet Underground на концертах или покупавших их альбомы компенсируется тем, что каждый из этих людей потом создал свою группу. Подобным же образом многие из купивших альбом Loveless немедленно создали свою группу, пусть лишь немногие из них дожили до наших дней (Moose, The Telescopes).

Конечно же, шугейз не прогремел в Америке так как в Англии. Там фокус был смещен в сторону альтернативной музыки, гранджа и фестиваля Lollapalooza, и в это время для шугейзерского движения все уже было решено. Но если рев гранджа заполонил рынок и уложил шугейзинг на лопатки, то ему все же не удалось (да он и не пытался) убить дух этой музыки.


My Bloody Valentine

Основоположниками Shoegazing'a по праву считаются My Bloody Valentine, группа, основанная в 1983 году в Дублине. Название канадского фильма ужасов решил сделать именем группы её первый вокалист Дэйв Конвей (Dave Conway). К 1984 году MBV становятся одной из самых популярных групп в Дублине. Не удовлетворившись этим успехом, коллектив переезжает на континент, где в этом же году в Берлине выходит их дебютный альбом This Is Your Bloody Valentine, напоминающий по стилистике творчество The Birthday Party.

В 1985 группа предпринимает вынужденный переезд в Лондон, состав покидают Дэйв Конвей и клавишница Тина (чья фамилия не известна), зато в него вливается басистка Дебби Гудж, а немногим позже выпускница школы бальных танцев Билинда Батчер и группа формируется в своём окончательном, классическом составе: Кевин Шилдс (Kevin Shields) - гитара, вокал, автор песен, Кольм Кисойг (Colm O'Ciosoig) - барабаны; Дебби Гудж (Debbie Googe) - бас; Билинда Батчер (Bilinda Butcher) - вокал, гитара.

Кевин Шилдс, закрывшись в студии, экспериментировал со звуком и совершенствовал мелодический ряд, как алхимик добывающий в своей лаборатории философский камень. Постепенно, от записи к записи добиваясь значительных успехов, он увел MBV от шаблонного образца типичной авангардной рок-группы, став прародителем нового стиля. Geek (1985), The New Record By My Bloody Valentine (1986), Sunny Sundae Smile, Strawberry Wine и Ecstasy (1987) - эти выстроенные в хронологический ряд записи демонстрируют фантастическое преображение их музыки. Благодаря этому группа подписывает контракт с независимой студией грамзаписи Creation Records, где в 1988 году выходят миньоны You Made Me Realise, Feed Me With Your Kiss и, наконец, первый полноценный альбом альбом Isn't Anything - записи, заложившие фундамент нового стиля... Соблазняющие, мелодичные структуры, контрастирующие с почти что рычанием - почти не земной коллаж шума ... наконец группа нашла совершенно новый звук. Isn't Anything был восторженно встречен в обзорах британской музыкальной прессы и к концу года поклонников групы стало намного больше. Их популярность стала достаточной, что бы привлечь внимание Sire/Warner в США, которая стала американским лейблом группы. К концу 1989 года стали появляться группы, которые основывали свое звучание на музыке My Bloody Valentine. Выход Glider EP (1990) и ремикса популярного DJ Энди Визерола, а затем и Tremolo EP (1991), все ближе продвигал группу к вершине Top 30.

Альбом 1991 года Loveless, наполненный массой новых стилистических изощрений, вывел шугейзинг на новый этап развития и укрепил репутацию коллектива как одной из ведущих групп, оказавшей сильное влияние на британскую независимую сцену конца 80х, в том числе на такие группы как Slowdive, Lush и Chapterhouse. Этот альбом был встречен великолепными обзорами и стал хитом в Великобритании, поднявшись на 24 место в чартах. В Америке группа так же достигла успеха, выступая совместно с Dinarsaur Jr. Несмотря на то что группа была шумно встречена и аудитория росла, Loveless не продавался в тех количествах, что бы возместить $500 000 затраченных на запись и Creation отказались от группы. Creation так до конца и не оправились до 1994 года, когда к ним пришли Oasis. My Bloody Valentine подписали контракт с Island Records и закрылись в студии для записи нового альбома в конце 1992 года.
А потом....ничего не произошло.
Шилдс создал домашнюю студию совместно с Island и по сообщениям закончил два отдельных альбома, но пересмотрел их оба. Студия столкнулась с техническими проблемами... К сожалению, с тех пор группа не выпустила больше ни одной записи, Дебби и Кольм покинули состав и работают теперь с другими коллективами, Кевин и Билинда также сотрудничают с различными музыкантами, но слухи, что новый альбом практически завершен и возможно выйдет оказались почти правдой. My Bloody Valentine анонсировали выпуск двухдискового релиза. Первый диск - компиляция из 4-х мини-альбомов You Made Me Realise, Feed Me With Your Kiss, Glider и Tremolo. Во второй войдут ранее неизданные вещи. Все треки отремастерины, правда неизвестно кем, но думается, что не кем иным как Кевином.



Lush

В истории Lush было совсем немного занимательных для сторонних наблюдателей событий. Эта группа никогда не была культовой, хотя фэнов у нее предостаточно. Lush были одними из самых известных коллективов в обойме шугейзеров, наверное, благодаря запоминающимся мелодиям и изумительному, красивому вокалу Мики и Эммы. Журналисты окрестили музыку группы "bliss-rock" (bliss – блаженство).

Lush – это Мики Береньи (Miki Berenyi, вокал, гитара), Эмма Андерсон (Emma Anderson, вокал, гитара), Кристофер Экленд (Christopher Acland, ударные) и Стив Риппон (Steve Rippon, бас). В 1992 году Стив ушел из группы, и новым басистом стал бывший служащий "NME" Фил Кинг (Phil King). Все песни сочиняли Мики и Эмма. Из-за этого у многих сложилось представление о Lush как о женском коллективе. Ритм-секцию группы практически никто не знал в лицо. Парни немного переживали по этому поводу, но ничего поделать не могли. Девушки относились с пониманием к проблеме и никогда не эксплуатировали свою женственность, за исключением одной фото-сессии в стиле "боди-арт" для "NME", в которой, кстати, мужская половина группы тоже принимала участие.

Мики и Эмма знают друг друга с 14 лет. Трудно сказать, что их детство было счастливым. Они постоянно испытывали чувство отчуждения и незащищенности. Мать Эммы готовила для дочери будущее в духе "Домостроя", а родители Мики просто бросили ее в одиннадцатилетнем возрасте на произвол судьбы, и детство она провела у своей безумной бабушки. Своей немного экзотической внешностью Мики обязана своей маме-японке и отцу, который был венгр. Кроме этого Мики может гордиться тем, что принимала участие в эпопее об агенте 007: ее мать сыграла эпизодическую роль в фильме "Доктор Но", когда была беременна. Вы можете узнать ее там в японке, которая передает Шону Коннери письмо.

С самого начала девушки мечтали о собственной группе. Они еще не умели играть, но вовсю теоретизировали о том, как здорово они будут проводить время. И вот они приобрели гитары и приступили к их освоению. В 1988 году в Лондонском Политехе Мики познакомилась со Стивом и Крисом. Состав был укомплектован. Поскольку все участники новой группы одинаково плохо владели инструментами, некоторое время они не могли разобраться, кто на чем будет играть, но в конце концов пришли к согласию.
Lush стали потихоньку выступать и вскоре стали известны в основном как "самая ужасная группа в Лондоне". Им еще явно не хватало мастерства. "О нас стали говорить. Заинтересованные люди из звукозаписывающих компаний звонили нам и приходили на концерт. Мы были просто ужасны, и они больше никогда не перезванивали, – вспоминает Мики. – Но нам было все равно. Мы просто продолжали играть. Люди говорили: "О, они действительно плохи, но они прогрессируют". Я думаю, уже тогда у нас были отличные песни. Просто мы еще не были настолько компетентны, чтобы играть их".

Группа записала демо из двух песен, которое было разослано в звукозаписывающие компании. Через некоторое время позвонил Ivo Watts-Russell (глава 4AD) и поинтересовался, как идут дела у группы. Он разговаривал весьма осторожно, поскольку был наслышан о том, что на концертах Lush не очень хороши. Однако демо ему понравилось, и, в конце концов, он пригласил девушек и парней в студию для записи трех песен. "Если они мне понравятся, – сказал он, – тогда посмотрим, что делать дальше". Lush записали "Baby Talk", "Thoughtforms" и "Scarlet". После этого Айво сказал: "Почему бы вам не записать еще три?". "Нет проблем", – ответили они и сделали "Bitter", "Second Sight" и "Etherial". Эти шесть песен и вошли в дебютный EP группы Scar, который появился в 1989 году. Следом вышли еще два EP, Mad Love (1990) и Sweetness and Light (1990), в каждом из которых, правда, было меньше песен, чем в Scar. В 91-м был выпущен сборник Gala, в который вошли все предыдущие записи группы, а также кавер ABBA "Hey Hey Helen". Альбом был рассчитан в основном на американского слушателя, потому что это был первый релиз Lush в США. Для тех, кто не подозревал о существовании первых трех EP, Gala стал дебютным альбомом группы.

В 1990 году продюсировать записи Lush начал Робин Гатри (Robin Guthrie) из Cocteau Twins, и благодаря ему песни Мики и Эммы становились все более воздушными. Lush всегда использовали множество студийных наворотов – реверов, наложений, гитарных "примочек" и прочих эффектов. Однако больше - не значит лучше. Все было очень красиво, но немного не так, как хотелось бы самим участникам коллектива. На концертах Lush всегда звучали иначе – более энергично и, пожалуй, весело. Кстати, живых выступлений становилось все больше. Группа играла в разогреве у Ride во время их первого американского турне, а также с Sisters of Mersy. Кроме этого Lush открывали концерт Cure в "Crystal Palace" летом 1990 года.

Первый по-настоящему дебютный альбом появился в 1992 году и назывался Spooky. Робин Гатри оторвался там во всю и сделал звучание гитар Мики и Эммы совершенно не от мира сего, а голоса утопил в далекой туманной трясине реверов. Короче говоря, группа оказалась под явным влиянием Cocteau Twins. Все это время популярность Lush росла на волне всеобщего интереса к британским поп-группам с женскими вокалами. Их имена часто мелькали в прессе, причем часто не из-за концертов и записей, а из-за того, что они, особенно Мики и Эмма, всегда были на виду у публики. Они вели богемную жизнь и без конца тусовались, где только возможно.

Все было хорошо. Новый сингл Lush "Hypocrite"(1994) стал весьма успешным шагом в сторону брит-попа. Однако их следующий альбом Split провалился в Великобритании. Это странно, потому что альбом просто замечательный. Именно в нем группа наконец стала обретать собственное звучание, приближенное к своим концертным выступлениям. Однако он, видимо, просто пришелся не ко времени, потому что через два года, уже после выхода Lovelife, многие бросились в музыкальные магазины разыскивать его предшественника.

Как бы то ни было, но после неудачи со Split участники группы находились в полной прострации. Крис даже стал подумывать об уходе. "Наступил период, когда мне начало казаться, что я совсем ничего не делаю в этой жизни, – вспоминал он. – Получалось так, что я просто жду, пока кто–то сделает что–то за меня, потому что и я, и Фил не сочиняем песен. Из-за этого начинаешь чувствовать себя немного бесполезным. Мне совсем не хотелось жить дальше, как студенту. Когда вам около 30, то уже хочется освободиться от всего этого, потому что это очень легко и вы привыкаете плыть по течению. Быть в группе – это не самое достойное занятие для взрослого человека".

В общем, случился кризис. Мики и Эмма раздумывали над тем, насколько плохи их песни, но приходили к выводу, что они все же хорошие и других они не напишут. Фил, который уже переиграл в очень многих неудавшихся группах, просто болтался без дела, впрочем, как и Крис, который мечтал заработать много денег и уехать из Лондона куда-нибудь в сельскую местность.

Два года ничего не было слышно о Lush. Однако Мики и Эмма взяли себя в руки и вновь обрели веру. В феврале 1996 года их новый сингл "Single Girl" ворвался в чарты на 21-е место. Следом выстрелил "Ladykillers", попавший в марте на 22-е. Lush триумфально вернулись с новым альбомом Lovelife. Песни мало чем отличались от Split, где говорилось о различных аспектах романтических взаимоотношений. Однако было нечто, что сделало новый релиз группы просто гениальным по сравнению с остальными хорошими. Больше никто не называл Lush бестелесными. Отказавшись от услуг Робина Гатри, они стали сочными и осязаемыми, не утратив при этом своей красоты. Все песни были просты и хорошо обдуманны, к тому же на записи они звучали именно так, как исполнялись на концертах. Вокалы были выведены на первый план, а гитары сведены чисто и мощно. В некоторых композициях были использованы струнные. В песенке "Ciao!" Мики пела дуэтом с Джарвисом Кокером из Pulp. Мелодии просто вязли на ушах.

Короче говоря, Lovelife – это самое зрелое и доступное из всего, что когда-либо делали Lush, а поскольку еще и такое же красивое, то с уверенностью можно сказать, что лучшее. Вот как объясняет такой прогресс Мики: "Это странно, но мы все делали задом наперед... Spooky был полностью студийным альбомом с огромным количеством эффектов. Многие все делают по-другому. Сначала они записываются так, как они на самом деле звучат, а уже в более поздних работах начинают экспериментировать... На Lovelife мы попытались вернуться к нашему оригинальному звучанию".
Lush стали желанны очень многими, и их дела стали поправляться.

Однако случилось непоправимое. 17 октября 1996 года Криса нашли мертвым в доме его родителей. Он свел счеты с жизнью. Незадолго до этого он говорил, что собирается покинуть группу, и не желал ехать с остальными в турне. Ему было 30, и скорее всего он просто потерялся в этом мире. У него не было собственного дома. Он жил то у друзей, то у родителей. Возможно, ему не хватало денег, возможно, внимания, но теперь это уже неважно. Крис не был незаменимым. Он, как уже говорилось, не писал песен. Однако с его смертью умерла и группа. Фил, Мики и Эмма не смогли продолжать без него.


Slowdive

Ещё один коллектив, чей вклад в развитие данного стиля невозможно переоценить, - это Slowdive, смягчившие жесткое звучание шугейзинга. Сплетя из своих мелодий тончайшую ткань сновидений, они дали жизнь новой разновидности стиля - DreamPop'y.

Давние школьные друзья Нейл Халстеад (Neil Halstead) и Рэйчел Госвелл (Rachel Coswell) сформировали Slowdive в октябре 1989 года. Название группы придумал Нейл, взяв его из одного своего сна. В одном из интервью, он сказал, что ему приснилось два слова: Slowdive и Slowburn, но он выбрал первое. Вначале их музыка напоминала смесь My Bloody Valentine и Sonic Youth, но уже первая демонстрационная запись показала их мощный потенциал и глубочайшее понимание нойзовой культуры. В защиту их демо-записи было сказано, что они записали ее ради веселья, и это продолжалось вплоть до начала 1990 года, когда группа обрела свой настоящий статус.
Еще большее разнообразие привнес в музыку Slowdive третий гитарист Кристиан Савилл (Christian Savill). "Мы поместили объявление о том, что ищем гитаристку, но откликнулся только Кристиан. Он написал очень интересное письмо, где сказал, что оденется в платье, если это потребуется". Вторая запись группы показывает, какой прыжок вперед они совершили. "Avalyn" получилась нежнейшим течением почти "белого" нойза. Благодаря именно этой записи они подписали контракт с Creation Records. Эта запись и стала их первым релизом - Slowdive EP (1990), поскольку попытки воссоздать её атмосферу в более дорогой студии окончились неудачей.
С 1990 по 1995 год группа выпустила шесть миньонов и три полноценных альбома, потрясающих своей меланхоличной лиричностью. Неоспоримая вершина творчества Slowdive - альбом Souvlaki, вышедший в 1994 году, следующий альбом демонстрирует смену стилистики: Pigmalion - смелый эксперимент в стиле ambient стал последней работой группы. Смена руководства звукозаписывающей компании и внутренние разногласия в коллективе, связанные с изменением стиля, повлияли на решение музыкантов прекратить совместную деятельность. Басист Ник Чаплин и гитарист Кристиан Савилл покинули коллектив, а основатели группы Нейл Халстеад (вокал, гитара), Рэйчел Госвелл (вокал, гитара) совместно с Ианом Маккатченом (ударные) переродились в кантри-группу Mojave 3.

Британская группа Ride также добилась весомого признания в числе шугейзинг-коллективов. В своём творчестве группа опиралась на психоделику 60-х, а наибольший интерес представляют первые три альбома, после которых группа начала уходить от шумовых построений шугейзинга в сторону более простых для слуха мелодий. В результате они начала сдавать свои позиции и растеряла поклонников задолго до распада.

В начале 90-х шугейзинг приобрел широкую популярность, и многие молодые коллективы стали ориентироваться на него в своей работе. Волна шугейзинга докатилась до США, однако к середине 90-х он был сметен двойной волной гранжа и брит-попа.

 

Indie-ka, Рецензия «Feedback to the Futures» от Рона Шеппера (Stylus Magazine)
NoiseFiction.ru, статьи Индейца и Deep Sky, плюс материалы сайта.
Музыкальная газета, «Lush: добавьте красок в свою музыкальную палитру...», в авторстве K.S.

 

 


My Bloody Valentine / MBV
Slowdive
Cocteau Twins / Guthrie blog
Lush /
Sing-Sing
The Radio Dept
Swervedriver
Pale Saints
Medicine
Lovesliescrushing
Astrobrite
Catherine Wheel
Mono
Flying Saucer Attack
Sigur Ros
The Boo Radleys
Malory
Luminous Orange
Curve
Experimental Audio Research
Bardo Pond
Snowpony
Mahogany
Bowery Electric
Chapterhouse
Spacemen 3
Spectrum
Spiritualized
Th' Faith Healers
Highspire
Adorable
Viet Cong Blues Project
Alcian Blue
Galaxie 500 / Luna
Sciflyer
Air Formation
Resplandor
Auburn Lull
Loop
Ride
Starflyer 59
Monster Movie
Bethany Curve
Asobi Seksu
Lilys
Isobella
The Swirlies
Nate Ruth
Sianspheric
Drop Nineteens
M83
Pia Fraus
Secret Shine
Should
The Charlottes / Televise
Nightblooms
The Swirlpool
The Telescopes
Sugar Plant
Dreamend
Skywave
Cruyff In The Bedroom
7% Solution
Hartfield
The Emerald Down
The Slow Signal Fade
(The Sounds Of) Kaleidoscope
The Ecstasy Of Saint Theresa
Blind Mr. Jones
Autolux
Soundpool
Cosmicdust
Voices
Guitaro
Amusement Parks on Fire
Windy & Carl
Yume Bitsu
Delta Waves
Transient Waves
The Lothars
Aarktica
The Sea, Like Lead
Paik
Acetate Zero
Hammock
Jesu
Epic45
Guitar
65daysofstatic
The Jesus and Mary Chain
Hydroplane / Cat's Miaow
An April March
Douglas Heart
Violet Indiana / Mono UK
Echobelly
Yo La Tengo
Autumn's Grey Solace
Edison Woods
Swallow
Isabel's Dream
The High Violets
Southpacific
Moonbabies
Below the Sea
Experimental Aircraft
Moose
Readymade
Majesty Crush
Eau Claire
Here
Blueshift Signal
Serena Maneesh
Hinterland
Fleeting Joys
Ultra Vivid Scene
Chicklet
Con Dolore
The Meeting Places
July Skies
Rocketship
Love Spirals Downwards
Lovespirals
Explosions in the Sky
Siddal
Madder Rose
Sleepover Disaster
Lenola
January
Helen Stellar
Engineers
Tribes of the City / The Movies
Dykehouse
Bright Channel
Prolapse
Sennen
Aerial Love Feed / Rockethouse
Suncharms
Madrugada
A Beautiful Machine
Ifwhen
The Warlocks
Straitjacket Fits
Henry's Dress
Dinosaur Jr.
Springhouse
Britta Phillips
Heidi Berry
God is an Astronaut

 

MP3 - LUSH

MP3 - MY BLOODY VALENTINE

MP3 - STEREOLAB

MP3 - COCTEAU TWINS

 

LAST.FM