Greta    Garbo

 

wikipedia.org/wiki/Greta_Garbo   

imdb.com/name/nm0001256/

 

 

 

Greta Lovisa Gustafsson

Date of birth 18 September 1905 Stockholm, Sweden
Date of death 15 April 1990 New York, New York, USA.

 

В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно и без всяких причин оставила кино. И не только кино - весь мир. Под вымышленным именем "мисс Гарриетт Браун" она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в призрак, легенду, миф.

Журналисты раскрыли тайну имени и осыпали деньгами горничных отеля, умоляя рассказать, как живет беглая звезда. Вот что сообщила прессе одна из девушек: "Когда мисс Браун в Нью-Йорке, она очень редко выходит из номера. К ней никто не приходит и почти никто не звонит. Из-за ее двери никогда не слышно никаких звуков. Шторы на ее окнах всегда задернуты". "Только и остается предположить, что мисс Браун попросту не существует, а иногда для разнообразия материализуется из воздуха", - горько пошутил кто-то из газетчиков. И так во всем, что связано с Гарбо: любопытство, научный интерес и обожание всегда натыкались на плотную завесу тайны.

Последний фильм с ее участием был закончен в 1941 году. Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного интервью, единственный раз разрешив журналу "Вог" опубликовать свою фотографию. И что же? Где-то в середине шестидесятых она надумала сходить в музей на выставку, посвященную быту мексиканских индейцев. Пресса отследила ее путь, и все посетители музея, чуть не разметав экспонаты, носились по залам в поисках великой Греты Гарбо. Ее так и не нашли и решили, что репортеры ошиблись. Залы опустели, и тогда на глазах у потрясенного служителя музея Гарбо выбралась... из макета пещеры древних обитателей Мексики.

Что же было в ней, что и через десять, двадцать, тридцать лет после окончания ее звездной карьеры заставляло людей оборачиваться вслед? Что заставляло фотографов карабкаться по карнизам к ее окну, а журналистов подкупать весь персонал отеля ради пары строчек о ней?

 

 

В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо внезапно и без всяких причин оставила кино. И не только кино - весь мир. Под вымышленным именем "мисс Гарриетт Браун" она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы навсегда превратиться в призрак, легенду, миф.

Журналисты раскрыли тайну имени и осыпали деньгами горничных отеля, умоляя рассказать, как живет беглая звезда. Вот что сообщила прессе одна из девушек: "Когда мисс Браун в Нью-Йорке, она очень редко выходит из номера. К ней никто не приходит и почти никто не звонит. Из-за ее двери никогда не слышно никаких звуков. Шторы на ее окнах всегда задернуты". "Только и остается предположить, что мисс Браун попросту не существует, а иногда для разнообразия материализуется из воздуха", - горько пошутил кто-то из газетчиков. И так во всем, что связано с Гарбо: любопытство, научный интерес и обожание всегда натыкались на плотную завесу тайны.

Последний фильм с ее участием был закончен в 1941 году. Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного интервью, единственный раз разрешив журналу "Вог" опубликовать свою фотографию. И что же? Где-то в середине шестидесятых она надумала сходить в музей на выставку, посвященную быту мексиканских индейцев. Пресса отследила ее путь, и все посетители музея, чуть не разметав экспонаты, носились по залам в поисках великой Греты Гарбо. Ее так и не нашли и решили, что репортеры ошиблись. Залы опустели, и тогда на глазах у потрясенного служителя музея Гарбо выбралась... из макета пещеры древних обитателей Мексики.

Что же было в ней, что и через десять, двадцать, тридцать лет после окончания ее звездной карьеры заставляло людей оборачиваться вслед? Что заставляло фотографов карабкаться по карнизам к ее окну, а журналистов подкупать весь персонал отеля ради пары строчек о ней?

 

 

Грета Ловиса Густафссон родилась в сентябре 1905 года в Стокгольме. В семье не то что не богатой, а очень бедной. Родителям все же удалось устроить девочку в школу, они из последних сил старались дать трем своим детям как можно больше. Но их надрыв ощущался слишком остро, чтобы дети могли искренне порадоваться даже рождественским подаркам. Маленькая Грета почти не спала ночами. Она бродила по комнате с ощущением надвигающейся беды и молила неведомые силы пощадить ее семью.

Молитвы не были услышаны. Когда ей исполнилось 14, умер отец. Школу пришлось оставить и искать хоть какой-то заработок. Грета устроилась моделью в шляпный отдел магазина готового платья. Там ее и заметил кто-то из ассистентов маэстро Морица Стиллера. Стиллер был самым маститым шведским режиссером, местным кинобожеством. И сразу разглядел в неуверенной дебютантке Актрису. Он же предложил ей сменить фамилию на звучную и загадочную - Гарбо. Вскоре Стиллер получил приглашение в Голливуд. Он, разумеется, взял Гарбо с собой. Но триумфального покорения Америки не вышло. Предложенный Стиллеру контракт предусматривал съемку двух скромных картин с уже определенной главной звездой. Скрепя сердце он подписал бумаги. И потерял Грету - главное свое достояние. Фильмы прошли незамеченными, Стиллер умер в безвестности.

А Гарбо, толком и английского не знавшая, осталась одна. Полгода маялась по пробам, пока не попала на глаза режиссеру, видевшему ее европейские работы. Ее утвердили на роль в фильме "Поток". На следующий день после премьеры она была звездой.

Ее партнером в фильме "Любовь" по роману "Анна Каренина" был Джон Гилберт - один из популярнейших актеров немого кино и первейший голливудский красавец. Он опоздал в первый съемочный день. Разгоряченный вбежал в павильон. Гарбо посмотрела на него бездонными голубыми глазами и тихо произнесла: "Где же вы были так долго?" На следующий день она переехала в его поместье, а через несколько недель он сделал ей предложение.

 


 

И даже согласие получил, и уже была назначена свадьба. А утром долгожданного дня, проснувшись позже обычного, Гилберт увидел, как из ворот выезжает автомобиль. В нем сидела Грета. Джон, предчувствуя недоброе, кинулся в комнату Гарбо, распахнул шкаф - и увидел пустые плечики. До последнего не веря в происходящее, Гилберт не отменил церемонии и явился в церковь. Но перед алтарем так и остался один. Пытаясь его утешить, глава студии MGM Луис Мейер хлопнул Гилберта по плечу: "Все к лучшему, старина! Переспал с красоткой - и даже жениться не надо!" В следующий миг он рухнул на пол, сваленный ударом Гилберта. Этим же ударом актер сломал свою судьбу окончательно. Мейер поклялся уничтожить его карьеру. В 37 лет Гилберт, с тех пор нигде не игравший, умер от алкоголизма.

Уже и тогда Гарбо не терпела вмешательства в свою жизнь. Друзья шутили, что она делает тайну даже из того, что ела на завтрак. Лишь под нажимом боссов студии Гарбо соглашалась фотографироваться и давать интервью. А чуть позже, еще прибавив в звездности, не соглашалась вовсе. И при малейшей попытке на нее давить задумчиво произносила: "Кажется, я возвращаюсь в Швецию". После чего весь Голливуд падал ниц и полз умолять о прощении.

В конце тридцатых Грета Гарбо снялась в комедии "Ниночка", раскрыв новые грани блестящего таланта. А в 1941-м ее контракт закончился. И хотя последний фильм Гарбо "Двуликая женщина" событием не стал, все ждали нового контракта, говорили о головокружительных перспективах. Но... "Я хочу побыть одна", - сказала Гарбо директорам и продюсерам. Это было последнее, что от нее слышали в Голливуде.

 

 

Потом последовало затворничество в нью-йоркском отеле. Впрочем, подкупленная горничная все же недоглядела. На этот период пришелся роман Гарбо с Сесилом Битоном. Официальный фотограф Британской королевской семьи, художник (между прочим, автор первых снимков принца Чарльза и лауреат "Оскара" как художник-постановщик фильма "Моя прекрасная леди") Битон познакомился с Гарбо в 1932-м, когда добивался разрешения сделать ее портрет. На прощание Гарбо подарила ему розу, прикоснувшись к лепесткам губами. Он любил ее все эти годы, но снова встретил лишь в 1946-м. И она сама привела его в свои апартаменты. Битон вышел через несколько часов, опьяненный счастьем. Хотя и смущенный тем, что Гарбо не позволила ему включить свет чтобы он не смог разглядеть ее комнату и ее саму.

Сесил Битон добивался ее руки 20 лет. Он жил в Англии, но при первой же возможности мчался в Нью-Йорк. А если не мог - осыпал письмами, беспрестанно звонил. Гарбо иногда встречалась с ним. Иногда отвечала на письма. Чаще - избегала. И не говорила ни "да", ни "нет". До тех пор, пока разговоры о свадьбе двух старых людей по разные стороны океана не стали смешны. Битон умер в 1980 году. На стене его спальни висела, засушенная, та самая роза.

Одновременно развивались и странные отношения Гарбо с супружеской четой русских эмигрантов Шлее. Валентина Шлее была известным модельером, одевавшим Кэтрин Хепберн, Глорию Свенсон, других звезд. В ее магазине и состоялось знакомство Гарбо с Валентиной и ее мужем Джорджем (Георгием Матвеевичем), руководившим бизнесом супруги. Как только не "расписывали роли" в этом треугольнике охотники за сплетнями! Впрочем, со временем все прояснилось. Гарбо даже купила квартиру в том же доме, что и Шлее. Каждое лето она с Джорджем отбывала во Францию, а Валентина - в Венецию. Хотя поверить в роман Гарбо и неказистого Шлее (прозванного в свете "русским осетром") было все же нелегко. Но после своей смерти большую часть состояния он завещал именно Грете.

 

 

Гарбо почти ничего не читала, не бывала в кино. Имена Феллини и Антониони ни о чем ей не говорили. Однажды в круизе по Средиземноморью ей преподнесли только что вышедшую книгу о ней. Пробормотав слова благодарности, Гарбо повернулась и выбросила подарок за борт... Близкие друзья всегда находили ее похожей на ребенка. Она была по-детски эгоистична и жестока, считая, что ее обязан любить весь мир. И ничего не отдавая взамен. Она не являлась на встречи, не отвечала на письма. Когда кто-то из поклонников прислал ей корзину роз с бутылкой вина и запиской, Гарбо вытащила бутылку и пару понравившихся цветов. Остальное приказала вернуть, не читая послания.

И при этом Гарбо была желанной (хотя и очень редкой) гостьей на виллах Уинстона Черчилля, Аристотеля Онассиса, Ротшильдов. Участники тех "закрытых" обедов, пикников и круизов с Гретой Гарбо свидетельствовали, как мила, общительна и остроумна была эта женщина. Вернее, могла быть. Точнее всего описал это в письме другу один английский аристократ. "Она уже не так хороша, как прежде, и к тому же порой невообразимо скучна. Она увлекается диетами, доморощенным богоискательством и прочей дребеденью. Но вдруг происходит нечто - и ты физически ощущаешь ее обаяние, красоту и величие. Словно нажатием кнопки она включает тайный механизм своей былой власти". Словно бы где-то в небесах звучала одной ей слышная команда "Мотор!" и хлопала киношная хлопушка.
 


После смерти Гарбо состояние в 32 миллиона долларов отошло по завещанию к ее единственной племяннице. Актриса хотела быть похороненной в Стокгольме. Однако множество юридических сложностей привело к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. За эти годы шведская разведка рассекретила документы, из которых стало известно, что в годы войны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. И что во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы. Вышло несколько книг о ее мимолетных романах и больших ролях. Ушли из жизни все, кто знал ее лично. А тайна осталась. Зачем Гарбо оставила кино? И что все эти годы творилось в ее душе, пока ни звука не доносилось из-за закрытых дверей и ни разу не колыхались задернутые шторы?

...Все формальности были улажены лишь в июне этого года. И снова огромная толпа ожидала Грету Гарбо: теперь на стокгольмском кладбище. И снова ее не дождались. Звезда осталась верна себе и после смерти. В последний момент ее племянница, повинуясь внезапному порыву души, который позже и объяснить-то никак не смогла, перенесла дату похорон. Чтобы на следующий день предать земле прах величайшей киноактрисы уходящего века без посторонних. То есть в одиночестве.


В киношных кругах судачили о ее романах с актером Джоном Гилбертом, дирижером Леопольдом Стоковским, миллионером Джорджем Шли. Одним из поклонников Гарбо был и Адольф Гитлер, приглашавший Грету в Германию. 'Наверное, мне следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке, - напишет потом актриса. - Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д'Арк'.
 


Грета Луиза Густафсон (псевдоним — Гарбо) родилась 18 сентября 1905 года в Стокгольме в бедной семье. Снялась в 25 фильмах, среди которых «Анна Каренина», «Гранд-Отель», «Ниночка» и др. В СССР был показан только фильм «Дама с камелиями». Прекратила сниматься в кино в возрасте 36 лет. Умерла в 1990 году в Нью- Йорке, оставив все свое многомиллионное состояние племяннице.

 

1970 г. Стокгольм, Швеция. Терраса «Гранд-Отеля». Столик в углу занимает дама в черной меховой накидке и широкополой шляпе. Молодой официант, на ходу поправляя пиджак, который явно ему велик, подходит к столику:

— Миссис уже сделала свой выбор?
— Мисс, мальчик.
— Прошу прощения, мисс.
— А потом, вы что, только что из постели? Одеваться следует дома, молодой человек. И желательно в свои вещи. Вы давно здесь служите?
— Семь лет, мисс.
— А почему не видно мистера Лергмана? Обычно он обслуживал меня. Пригласите его.
— Увы, это невозможно, мисс. Он умер шесть лет назад.
— Какая неожиданность!
— Ему было…
— Вас никто не спрашивал о том, сколько ему было лет. Пожалуйста, кофе.

Проводив взглядом смущенного официанта, женщина наконец позволила себе снять черные очки и достала из сумочки пачку сигарет. Мужчина, сидящий за соседним столиком, немедленно протянул ей зажженную спичку: «Пожалуйста, мисс Гарбо. Видеть вас на родине для меня огромное счастье и честь. Не могли бы вы подписать открытку? Иначе никто не поверит, что я видел саму Грету Гарбо». Однако его слова вызвали у дамы неожиданную реакцию. Резко поднявшись со своего места, она направилась к выходу, обронив на ходу: «Вы меня, должно быть, с кем-то путаете».

 


В СВОЕМ номере — странная посетительница остановилась в том же «Гранд-Отеле»- она долго молча стояла около окна, выходящего на королевский дворец. Надо же, ее все еще узнают. Вот уже почти три десятка лет она не снимается в кино, не дает интервью, не появляется на публике, а всегда найдется кто-то, кто узнает в ней знаменитую Гарбо и обязательно потянется за автографом. Гарбо наконец отошла от окна и устроилась в кресле. Чего ради она прилетела в Стокгольм? Побродить неузнанной по знакомым с детства улочкам шведской столицы ей, как видно, не удастся до конца жизни. А ведь кажется, еще совсем недавно продавщица модного стокгольмского магазина «Паб» Грета Луиза Густафсон и мечтать не могла о всемирной славе. После смерти отца Грета стала единственным добытчиком в семье, и главное, что тогда волновало девушку, — было наличие еды в их скромной однокомнатной квартирке.

Однажды зимним вечером, возвратившись с работы, Грета собралась было пораньше лечь спать. Только задремала, как в дверь кто-то позвонил. Это была лучшая подруга девушки Марта, которая пришла пригласить ее на вечеринку, где будет много людей из мира моды. Разве Грета забыла о своей мечте стать манекенщицей? Марта так настойчиво уговаривала подругу пойти на эту вечеринку, что девушке ничего не оставалось, как вылезти из теплой постели, надеть единственное платье и отправиться «в свет». Народу действительно собралось довольно много. Было шумно, весело, и Грета, поддерживаемая одобрительными возгласами друзей, согласилась исполнить несколько песен. По завершении импровизированного мини-концерта к девушке подошел невысокий хорошо одетый человек и спросил ее имя. «Грета. А вы модельер?» — с надеждой она заговорила с ним. «Нет, я Мориц Стиллер, режиссер. Вы не хотели бы попробовать себя в кино?»

ВОТ так все и началось. Фильмы с участием Гарбо (именно Стиллер придумал Грете Луизе Густафсон этот псевдоним, оттолкнувшись от фамилии известной норвежской актрисы Эрики Дорбо, чье имя гремело в Швеции в 20-х годах) становились все более и более популярны, а гонорары актрисы росли вместе с ее славой, давно перешагнувшей границы Швеции. В 1925 году двадцатилетняя Гарбо вместе со Стиллером получили приглашение в Голливуд. Грета не думала перебираться в Штаты. Но не потому, что не хотела работать в Америке. Актриса вообще ни о чем не думала, делая лишь то, что ей говорил Стиллер. Он-то и сказал Гарбо подписать контракт, что она, разумеется, и сделала.

 

 

«Ты, главное, ничего не бойся, — успокаивал ее режиссер, сходя с борта теплохода, доставившего их в Штаты. — Учи язык, ни о чем не думай, а я о тебе позабочусь». Однако все получилось совсем иначе. Снимать Гарбо в Голливуде предстояло другим режиссерам, а Стиллеру предложили поработать над историческими фильмами. Картины Морица успеха, увы, не имели. Непривычные условия работы и абсолютное незнание английского (услугами переводчика Мориц не пользовался принципиально) сделали свое дело: Стиллер был вынужден вернуться в Швецию. В ночь перед его отъездом Гарбо, чья карьера в Голливуде, напротив, складывалась как нельзя лучше, обратилась к Морицу с просьбой стать отцом ее ребенка. «Ты знаешь, как я к тебе отношусь, — ответил режиссер. — Но представить себя в постели с женщиной… Давай поговорим об этом как-нибудь в другой раз». Больше они не виделись. Через два года Гарбо узнала, что Стиллер, вернувшись в Швецию, тяжело заболел и умер.

На его похороны актрису не отпустили. Скандинавский сфинкс, как называли Грету за ее молчание журналисты (английский все еще оставался для Гарбо проблемой), был необходим Голливуду как воздух. Фильмы с ее участием пользовались сумасшедшей популярностью, и одна картина сменяла другую. Поняв, как в ней заинтересованы киношники, Грета то и дело бросала фразу: «Нет, мне это не подходит. Наверное, я возвращаюсь домой». Стоит ли говорить, что ее условия тут же принимались, а к сумме гонорара добавлялся еще один ноль. Гарбо стала самой знаменитой актрисой мира. Ее внешность была для зрителей иконой, на которую они не уставали молиться.

 


 

«Когда Гарбо смеживала веки, ее длинные ресницы цеплялись друг за дружку, и, перед тем как она снова открывала глаза, слышался явственный шорох, наподобие трепета крыльев мотылька», — писала о ней поэтесса Айрис Гри. Другой очевидец говорил, что «то, что вы видите в других женщинах, будучи пьяным, в Гарбо вы видите трезвым. Она может откидывать назад голову едва ли не под прямым углом к позвоночнику и жадно целовать мужчину, взяв его лицо в ладони так, что казалось, она пьет с его губ некий напиток». Личная жизнь актрисы для окружающих была покрыта завесой тайны с первых лет ее появления в Штатах. «Когда я приехала в Америку, — сказала Гарбо в одном из своих интервью, — то была похожа на корабль без руля и ветрил — испуганная, потерянная и одинокая. Я была неуклюжа, боязлива, вся издергана, мне было стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись ото всего мира. Быть звездой — нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью».

В киношных кругах судачили о ее романах с актером Джоном Гилбертом (отношения с ним вообще дошли чуть ли не до свадьбы), дирижером Леопольдом Стоковским, миллионером Джорджем Шли. Одним из поклонников Гарбо был и Адольф Гитлер, приглашавший Грету в Германию. «Наверное, мне следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке, — напишет потом актриса. — Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д’Арк». Особые отношения связывали Гарбо со сценаристкой Мерседес де Акосте, которая была старше ее на 12 лет. Мерседес не делала секрета из своей нестандартной сексуальной ориентации, что породило массу слухов и сплетен и в отношении самой Гарбо. Поссорились подруги, жившие какое-то время одним домом, после выхода в свет мемуаров Мерседес, в которых она довольно откровенно описала свои взаимоотношения не только с Гарбо, но и с Марлен Дитрих, и с Айседорой Дункан.

 

 

РОБКИЙ стук в дверь ее номера заставил Гарбо очнуться от воспоминаний. Служащий отеля принес букет цветов от господина, который в ресторане посмел так расстроить очаровательную мисс. «Надо же, белые лилии, — усмехнулась про себя Гарбо. — Откуда этот мужчина мог знать, что это мои любимые цветы?» Первый раз она получила в подарок букет белых лилий от Морица Стиллера, впервые оказавшись на съемочной площадке.
 

 

Потом такие же букеты ей дарила Мерседес, неизменно сопровождая свой подарок каким-нибудь изречением. Грета навсегда запомнила слова подруги о том, как схожи между собой любовь и цветы — и то и другое поначалу радует, но со временем увядает и начинает доставлять неудобства. «В жизни нет ничего постоянного. Никогда не следует произносить само слово «вечно», особенно применительно к любви, ибо это всегда подобно святотатству. Никто не способен понять, действительно ли он с этого момента проникся истинной любовью или же, попросту дав клятву, тотчас забудет о ней».

Гарбо никогда не забывала этих слов Мерседес. Узнав о публикации ее мемуаров, актриса мысленно прокляла ее. Но, когда в 1968 году Мерседес не стало, Гарбо попросила положить в гроб подруги букетик белых лилий. Но излишнюю откровенность она ей так и не простила. Как не простила и фотографа Сесиля Битона, с которым ее связывала нежнейшая дружба, за его книгу «Беглые заметки». Впрочем, в своих «заметках» Сесиль действительно сказал немало обидного: «Она не любит вмешательства в ее жизнь. Бывает, доведенная до предела, она бросается в слезы и запирается у себя в комнате на несколько дней, отказываясь впускать даже горничную. Она даже не в состоянии читать. По этим причинам она неспособна развиваться как личность. Прекрасно, что она оберегает себя от тлетворного влияния Голливуда, но Гарбо теперь настолько замкнулась в самой себе, что даже когда время от времени позволяет себе отдых, он не становится для нее событием.

Ее ничто и никто в особенности не интересует, она несносна, как инвалид, и столь же эгоистична и совершенно не готова раскрыть себя кому-либо; из нее получилась бы занудливая собеседница, постоянно вздыхающая и полная раскаяния. Она суеверна, подозрительна, ей неизвестно значение слова «дружба». Любить она тоже не способна». И каково было читать все это ей, действительно не впускавшей в свою жизнь даже друзей? «Может, выпьем вечером чаю? — спрашивали ее приятели. — Нет, я не люблю чай. — А не съездить ли нам на выходные к морю? — Я не люблю ездить к морю. — Так что же ты тогда любишь? — Я люблю спать». Подобные диалоги, оскорблявшие окружающих, были для Греты нормой.

 

 

Битону подобные взаимоотношения, судя по всему, основательно осточертели. Они познакомились уже в пятидесятых, когда Гарбо покинула мир кино. Для знаменитого фотографа сделать снимки великой актрисы было делом чести, и он попросил Мерседес (тогда женщины еще были близки) познакомить его с Гретой. Встреча состоялась, и Сесиль уговорил Гарбо попозировать ему. Фотографии получились великолепными: Гарбо, которой к тому времени было за пятьдесят, выглядела на них совсем юной. Портреты актрисы, выполненные Битоном, разошлись по миру, а между фотографом и Гарбо завязались довольно близкие взаимоотношения. Они часто встречалась, вместе обедали, обсуждали последние новости. Во время одной из таких встреч Грета рассказала Битону о предложении, которое ей сделали американские продюсеры, — сыграть на Бродвее. Правда, в последний момент те отказались подписать с актрисой контракт. «Ну почему?» — спросил Битон. «Кто знает? — пожала плечами Гарбо. — Я согласилась на все их условия. Только потребовала, чтобы из зрительного зала убрали первые шестнадцать рядов. Для зрителей я должна оставаться такой же, какой запомнилась по своим фильмам».

Внешность была для Гарбо больной темой. Она прекрасно знала цену своей красоте и хотела, чтобы та оставалась неизменной. Фраза Мерседес о вечности в данном случае не имела для нее никакого значения. Для того чтобы остаться для всех такой Гарбо, которой привыкли восхищаться, в 1942 году она перестала сниматься в кино и запретила фотографировать себя. Поэтому ее и привлек Сесиль Битон, сумевший на своих карточках сделать ее молодой.

 


 

«Грета, ты можешь со мной встретиться? Прямо сейчас», — голос Битона в телефонной трубке заметно дрожал. «Боже мой, что случилось? Я еду». Через неколько минут Гарбо была в квартире Битона.

— Я должен с тобой серьезно поговорить. Наши отношения давно ни для кого не секрет…
— Ты имеешь в виду нашу дружбу?
— Да. И я считаю, что пришло время, чтобы ты стала моей женой. Ты должна согласиться.
— Милый мальчик, ты, наверное, забыл, что я уже очень давно никому и ничего не должна. А насчет твоих слов… Давай будем считать их не очень удачной шуткой. Но это простительно — ты же фотограф, а не юморист.
— Вот именно, Грета, фотограф! Смотри, что появится в завтрашних газетах.

Сесиль достал пачку фотографий и бросил их на журнальный столик. Взяв одну из карточек, Гарбо вздрогнула: на нее смотрела постаревшая женщина с усталыми глазами, которые окружала довольно заметная сеточка морщин. На фотографиях была неизвестная Гарбо, проигравшая свою борьбу с возрастом.

— Если ты не хочешь выйти за меня замуж и сделать меня официальным наследником, тебе все равно придется расстаться с деньгами. Эти негативы дорого стоят. А еще…

Но Гарбо уже ничего не слышала. Она медленно повернулась и направилась к выходу. Придя домой, она распорядилась, чтобы ее адвокаты оформили сделку с фотографом, а сама, как это всегда бывало в дни депрессий, отправилась в Стокгольм…
 


Ее нынешний приезд в родной город тоже был вызван очередным приступом отчаяния. В 65 лет Гарбо осталась совсем одна — без друзей, без подруг и самое страшное — без прошлого, с которым она отчаянно боролась всю свою жизнь. Может, поэтому она так любила музеи? Бывая в них, Гарбо физически чувствовала, что время можно остановить. Работы Ренуара, Модильяни, Пикассо, которые Грета скупала на аукционах, делали и ее нью-йоркскую квартиру похожей на музей, где время — она была в этом уверена — тоже остановилось. Женщина поднялась с кресла и, подойдя к зеркалу, надела шляпу. До отъезда в аэропорт оставалось три часа. Она вполне успевала зайти в ресторан. «Нет-нет, я не буду ничего заказывать, — сказала Гарбо встретившему ее на входе метрдотелю. — Пожалуйста, передайте эту записку тому господину, который сидел утром вот за тем столиком. Хорошо?»

Достав из сумочки перьевую ручку, она написала на листе бумаги: «Грета Луиза Густафсон», сложила его пополам, передала метрдотелю и вышла. Ей всегда было хорошо с собой, она была настолько богата внутренним миром, что не испытывала одиночества, оставаясь долгие годы и даже десятилетия одна в своем доме с зашторенными окнами. Она была интересна сама себе. Ей никто не был нужен…

 

 

Она была королевой американского экрана. Ее настоящее имя — Грета Ловиса Густафсон. Актриса шведского происхождения переехала в США в 1925 году. Ее поразительная красота, а также главная роль в фильме «Плоть и дьявол» (1927) сделали ее одной из самых популярных звезд мира. Она снялась в 27 фильмах, среди них «Гранд-отель» (1932), «Королева Христина» (1933), «Анна Каренина» (1935), «Камелия» (1936), «Ниночка» (1939). В 1941 году после неудачи в фильме «Женщина с двумя лицами» она навсегда покинула мир кино. Гарбо мало соответствовала традиционным представлениям о голливудских звездах. Она отказалась от замужества, ушла из кино в расцвете сил и таланта, не подпускала к себе репортеров. Эта загадочная женщина, расположения которой добивались самые богатые и влиятельные люди, родилась 18 сентября 1905 года в бедной шведской семье и с ранних лет начала работать. Открыл ее режиссер Мориц Стиллер, и он же в 1925 году привез девушку в Голливуд. Именно Стиллер придумал псевдоним Грете Густафсон — Гарбо, оттолкнувшись от имени норвежской актрисы оперетты Эрики Дорбо, блиставшей в Стокгольме в начале 20-х годов.

 


 

Двадцатилетняя Грета Гарбо сразу обратила на себя внимание. Самые знаменитые мастера были привлечены к созданию ее экранного имиджа — художник по костюмам Адриан, художник-постановщик Седрик Гибсон, знаменитый оператор Уильям Дэниэлс. Роли соблазнительниц превалировали в репертуаре Гарбо и после прихода звука в кино. Многие звезды были вынуждены покинуть «звучащий» кинематограф, но молодая шведка с блеском выдержала роковое для многих исполнителей испытание. Низкий «усталый» голос Греты только усиливал притягательность ее героинь. Дважды потерпев неудачу, Грета Гарбо навсегда покинула кино. В деньгах она не нуждалась, будучи мультимиллионером уже в начале сороковых. В умении экономить каждый доллар и вкладывать его в дело сказалась ее крестьянская закваска. Лишь в семидесятые годы стало известно, что большая часть торгового центра на Родео-Драйв в Беверли-Хиллз принадлежит именно Гарбо. Кроме того, она владела домами в Нью-Йорке и в родной Швеции. По совету умных друзей, среди которых бесспорно выделялся и Онассис, Грета покупала картины. В начале пятидесятых на стенах ее квартиры видели картины Ренуара, Боннара, Модильяни. Со временем коллекция расширялась, но Гарбо не любила показывать ее посторонним.

 


 

Грета Гарбо навсегда покинула Голливуд в 1942 году. Знаменитая, богатая, независимая, она могла делать все, что хотела. А хотела она просто жить, не делая насилия над собой. Новую жизнь она начала, экспериментируя с различными диетами, весьма преуспев в этом. И даже возник роман с диетологом Гэлордом Хаузером. Еще когда она только появилась в Голливуде, мужчины ходили за ней толпами. Самый страстный любовный роман связывал ее с Джоном Гилбертом. К моменту встречи ему было 29 лет, а Грете — 22. Они везде появлялись вместе, но свадьба, о которой много говорили и писали, так и не состоялась. Гарбо убежала прямо из-под венца. Гарбо стали часто видеть в обществе Мерседес де Акоста, голливудской сценаристки, известной своими лесбийскими наклонностями. Это породило разнообразные кривотолки, которые усилились после того, как в 1960 году Акоста опубликовала мемуары, в которых были слова: «Как я могу описать эти шесть недель, проведенные в горах с Гретой? Только шесть недель, но они значат больше, чем вся моя жизнь». Гарбо страшно разозлилась на Акоста и больше никогда с ней не встречалась. Издатели предлагали Акоста опубликовать их переписку, но она благородно отвергла предложение и сдала письма на хранение.

 

 

В 1937 году у Гарбо начался бурный роман с дирижером Леопольдом Стоковским. Он был старше ее на 23 года. Гарбо называла его Стоки. Они вместе путешествовали, скрываясь от преследовавших их журналистов. Вскоре Стоковский разошелся с женой и уехал в Италию. Гарбо в это время находилась в Швеции, на озере, недалеко от Стокгольма. Там она получила приглашение посетить Германию. Фюрер был поклонником ее таланта. После смерти актрисы в ее архивах была обнаружена запись: «Следовало отправиться в Берлин, захватив с собой пистолет, спрятанный в сумочке. Я могла убить его очень легко. Это разрешило бы все проблемы, и, может быть, не было бы войны, а я стала бы героиней масштаба Жанны д’Арк. Хотя я не политик, и наверное, война началась бы при всех обстоятельствах».
 

 

Из Швеции Гарбо переехала в Италию и проводила время со Стоковским. Но на предложение выйти замуж Грета ответила отказом. «Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю», — заявила она журналистам. Тем не менее очень крепкая, хотя и неофициальная связь с промышленником Джорджем Шли продолжалась около 20 лет. Многие поражались, что связывает красавицу-актрису с этим невзрачным мужчиной, одетым в плохо сшитые костюмы, в то время как его женой была знаменитая модельер Валентина. По-видимому, Грете он напоминал Стиллера, бога и наставника ее юности. Всю жизнь она тяготилась своей инертностью, пыталась прислониться к тем, кто мог подталкивать ее вперед, взять на себя ее заботы. Гарбо передала Шли право распоряжаться своими деньгами, делать вложения, покупать антиквариат. Он завещал Грете почти все свое громадное состояние. Она получила акции бумажной промышленности, дома в Италии и Южной Франции. «Деньги идут к деньгам» — капитал Гарбо продолжал увеличиваться даже помимо ее воли.

 

 

Среди любовников Гарбо числился и Сесил Битон — знаменитый фотограф, создавший в пятидесятые годы серию ее фотопортретов, свидетельствовавших о том, что бывшая актриса остается самой красивой женщиной мира. Особая загадочность этой связи в том, что Сесил был гомосексуалистом и сторонился женщин. Когда же в своей книге Битон имел неосторожность рассказать об отношениях с Гарбо, она прекратила с ним общаться, как когда-то с Акоста. Но с Битоном перед его смертью она все-таки помирилась. 15 апреля 1990 года Гарбо скончалась, оставив свое огромное состояние дочери брата. Она ушла из жизни, оставшись для миллионов недосягаемой мечтой, символом красоты и тайны.
 

В восемнадцать лет поступила в драматическую школу Королевского Стокгольмского театра драмы; скоро ее «открыл» выдающийся шведский кинорежиссер М.Стиллер (1883–1928). Приглашенный в 1925 в Голливуд, Стиллер поставил условием своего контракта приезд в Америку его юной протеже. В свои ранние фильмы Гарбо внесла чувственность и эмоциональную выразительность. После сенсационного успеха фильма Поток (1926) последовали еще девять немых фильмов, в том числе Плоть и дьявол (1927). В 1930 она сыграла свою первую звуковую роль исправившейся проститутки в Анне Кристи Ю.О'Нила, в которой зрители и критика были очарованы ее хрипловатым, завораживающим голосом.

В следующее десятилетие Гарбо снялась еще в 13 звуковых фильмах. Несовершенная техника и второсортная режиссура не помешали выразиться одухотворенной страстности ее натуры. Из поздних работ Гарбо запомнились увядающая балерина в Гранд-отеле (1932), королева в Королеве Кристине (1933), Анна в Анне Карениной (1935), куртизанка в Даме с камелиями (1937) и ее первая комедийная роль русского агента в Ниночке (1939). Последняя не имела зрительского успеха, зато в Даме с камелиями по роману А.Дюма-сына Гарбо оказалась достойной своих великих предшественниц, блиставших в этой роли на сцене, – Сары Бернар, Элеоноры Дузе и др. В 1941, озабоченная своим возрастом и резкой критикой фильма Двуликая женщина (1941), Гарбо покинула кино. Укрывшись от всех, она жила главным образом в Нью-Йорке и в Европе. Четыре раза ее выдвигали на премию «Оскар». В 1954 актриса получила специальную премию «Оскар» за вклад в киноискусство. Умерла Гарбо в Нью-Йорке 15 апреля 1990.



Последний фильм с участием шведки Греты Гарбо (Greta Garbo) (18.09.1905 - 15.04.1990) вышел в 1941 году. Ни до ее прихода в кинематограф, ни после того, как она в расцвете красоты и славы покинула его, на экране не видели более совершенного лица. Вся жизнь великой актрисы довоенного кино Греты Гарбо была окутана загадками и тайнами. Ее называли богиней черно-белого кино.Именно на черно-белый фотографиях ее лицо кажется таинственным и совершенным. Немногочисленные цветные фото кажутся проще. В эпоху, когда кадры дамы в декольте рисковали пасть жертвой цензуры, каждый фильм Гарбо был стопроцентно эротическим зрелищем в самом высоком смысле. Она была невообразимо и непередаваемо сексуальна. Чувственность прорывалась во всем: в повороте головы, в манере усесться на диван, поджав ноги...

Режиссер Джордж Кьюкор однажды сказал: "Она может соблазнить вас одним взглядом. Она может даже провести с вами ночь, а утром выставить вон. Но все равно истинную свою чувственность она бережет для кинокамеры" Родившаяся в бедной семье, Грета Гарбо не знала достойного воспитания и образования, однако она обладала чудовищной интуицией. Схватив на лету общую картину какого-либо аристократического салона, она могла на съемочной площадке воспроизвести в деталях манеру поведения так, как-будто всегда знала, каким прибором пользоваться за столом, как с достоинством реагировать на ситуацию. С другой стороны Грета Гарбо не терпела вмешательства в свою жизнь. Она не любила фотографироваться и давать интервью. Для кинозрителей Гарбо “умерла” в 36 лет, появившись в последний раз на экране в фильме “Двуликая женщина” (1941) и навсегда отказавшитсь от дальнейшей карьеры кинозвезды на долгие 49 лет.

Она не явилась на собственную свадьбу и даже, можно сказать,на собственные похороны, когда в назначенны для захоронения урны с ее прахом, день, похороны не состоялись. Интимная жизнь Гарбо проходила вдали от толпы — в среде творческой европейской богемы. Легенды приписывали ей сексуальные отношения с Марлен Дитрих и испанской писательницей Мерседес де Акоста. Однако, когда письма Гарбо к писательнице были выставлены на обозрение в музее Розенбах в Филадельфии,они не развеяли тайны, поскольку их содержание больше говорит о простой крепкой дружбе, чем о любовных отношениях.Среди любимых друзей Гарбо — бисексуал и великолепный фотограф, английский аристократ Сесил Битон. Официальный фотограф Британской королевской семьи, художник (между прочим, автор первых снимков принца Чарльза и лауреат "Оскара" как художник-постановщик фильма "Моя прекрасная леди") Битон познакомился с Гарбо в 1932-м, когда добивался разрешения сделать ее портрет, но снова встретил лишь в 1946-м.

Сесил Битон добивался ее руки 20 лет. Он жил в Англии, но при первой же возможности мчался в Нью-Йорк. Роман между ними длился почти сорок лет. Сесиль, который сменил ради Гарбо свою сексуальную ориентацию, мечтал о супружестве,однако этому не суждено было сбыться. Битон умер в 1980 году. Фильм “Любовь”, снятый по мотивам романа “Анна Каренина”, заставил всех заговорить о его героях. Грета Гарбо и Джон Гилберт — в главных ролях. Ей было 22 года, ему — 29. Он был одним из популярнейших актеров Голливуда. Когда они впервые встретились на съемках, Грета посмотрела на него так, как умела смотреть только она: “Где же ты был так долго?” — спросила она и на следующий день переехала в его поместье. Садовник этого поместья, вспоминает, что часто видел ее по утрам гкляющей в саду совершенно обнаженной с накинутым на плечи пиджаком Гилберта. Через несколько недель он сделал ей предложение ии уже была назначена свадьба.

Однако в день свадьбы собрав свои вещи невеста сбежала. Пытаясь его утешить, глава студии MGM Луис Мейер хлопнул Гилберта по плечу: "Все к лучшему, старина! Переспал с красоткой - и даже жениться не надо!" В следующий миг он он получил удер в лицо Гилберта.. Скандал стоил Гилберту дальнейшей карьеры, его перестали снимать и вспоминали только как о жертве Гарбо. Он спился и умер в 37 лет. Гарбо напохоронах не было... С другой стороны развивались и странные отношения Гарбо с супружеской четой русских эмигрантов Шлее. Джордж Шлее (Георгий Матвеевич Шлее, русский эммигрант, проходимец, по мнению одних, меценат, по мнению других) приехал в США с юной девушкой Валентиной Саниной, с которой вскоре обвенчался. Валентина Шлее была известным модельером, одевавшим Кэтрин Хепберн, Глорию Свенсон, других звезд. До самой своей смерти в 1964 году Шлее был связан с Гарбо , позволяя путешествовать, встречаться с друзьями, любить, даже планировать супружескую жизнь, но при первом же призыву Грета способна была отменить все планы, взять назад все обещания, оставить друзей и исчезнуть вместе с Шлее туда, куда ему заблагорассудится. Что их связывало? Этого не знают даже близкие Греты Гарбо.




Джордж Шлее умер в Париже в 1964 году. В Нью-Йорке по православному обычаю его отпевали два священника. Среди присутствующих на панихиде Гарбо не было... Почти все состояние Шлее оставил Грете: акции, недвижимость в Италии, Франции, Швеции, США. Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного интервью, единственный раз разрешив журналу "Вог" опубликовать свою фотографию. После смерти Греты Гарбо ее состояние в 32 миллиона долларов отошло по завещанию к ее единственной племяннице. Актриса хотела быть похороненной в Стокгольме. Однако юридические сложности привели к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. Когда наконец все формальности были улажены, огромная толпа ожидала Грету Гарбо: теперь на стокгольмском кладбище. И снова ее не дождались. Звезда осталась верна себе и после смерти. В последний момент ее племянница перенесла дату похорон. Чтобы на следующий день предать земле прах величайшей киноактрисы уходящего века без посторонних. То есть в одиночестве.

 

****

 

Выросла в бедности в Швеции, там же дебютировала в фильме М. Стиллера «Сага о Йесте Берлинге» (Gosta Berlings Saga, 1924).
Стиллер, получив приглашение в Берлин, взял Гарбо с собой. В Германии она снимается в ленте «Безрадостный переулок» ( The Joyless Street, 1925) Г. В. Пабста. Мелодраматическая история дочери безработного учителя, которая чуть не идет на панель, чтобы прокормить отца и сестру, не давала актрисе особых шансов, но сдержанная манера Гарбо, ее строгая и трагическая красота принесли актрисе подлинный успех. В том же году Стиллера пригласили в Голливуд, и он выдвинул в качестве условия особый контракт со своей протеже.
 

Первое же появление Гарбо на американском экране в мелодраме «Поток»,( The Torrent, 1926) сделало ее кумиром публики. Феноменальная популярность картин с участием этой актрисы объяснялась не только тем, что ее игра идеально соответствовала требованиям экрана, и не только умелой рекламной кампанией. Известное значение имел также и интерес публики к новому типу роковой женщины, который создавала Гарбо — одинокой, гордой героини, связавшей весь смысл своего бытия с единственной и неповторимой любовью, которая не приносит счастья ни ей, ни любимому. Завораживала и красота актрисы, но чудо феномена Гарбо заключалось в особой ауре ее личности, в ощущении тайны, которая приоткрывается лишь частично — и сохраняется неприкосновенной грань между публикой и «Этой Женщиной» (ее даже называли подобной Сфинксу).

Ни один из знаменитых немых, таких как «Плоть и дьявол» (Flesh And The Devil, 1927); «Любовь»(Love, 1927, по мотивам «Анны Карениной»); «Поцелуй» (The Kiss, 1929), или звуковых фильмов «Анна Кристи» (Anna Christie,1930); «Гранд-отель» (Grand Otel, 1932); «Королева Кристина»(Queen Christina, 1934; «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1935); «Дама с камелиями» (Camille, 1937) не исчерпывал мифа. И не всегда актриса играла безупречно — но миф о «божественной Гарбо» существовал, демонстрируя всесилие нового искусства в мире, отказавшемся от старых богов.

В 1939 Гарбо «изменила» мифу, решив сыграть в комедии Э. Любича «Ниночка», но не добилась желанного успеха, а ее картина «Двуликая женщина» (1941) провалилась в прокате. Больше Гарбо не снималась, но это никак не сказалось на легенде, которую питали прошлая слава, обычная замкнутость звезды и любовь новых поколений. В 1954 актрису наградили почетной премией «Оскар» — за «незабываемые экранные выступления».



Actress - filmography

 

Two-Faced Woman (1941) .... Karin Borg Blake, aka Katherine Blake
Ninotchka (1939) .... Ninotchka (Nina Ivanovna Yakushova)
Conquest (1937) .... Countess Marie Walewska
... aka Marie Walewska (1937) (UK)
Camille (1936) .... Marguerite Gautier
Anna Karenina (1935) .... Anna Karenina
Painted Veil, The (1934) .... Katrin Koerber Fane
Queen Christina (1933) .... Queen Christina/Count Dulan
As You Desire Me (1932) .... Zara, aka Countess Maria Varelli
Grand Hotel (1932) .... Grusinskaya
Mata Hari (1931) .... Mata Hari
Susan Lenox (Her Fall and Rise) (1931) .... Susan Lenox
... aka Rise of Helga, The (1931) (UK)
... aka Rising to Fame (1931)
Anna Christie (1931) .... Anna Christie
Love Business (1931) (uncredited) .... Gag photo
Inspiration (1931) .... Yvonne Valbret
Romance (1930) .... Madame Rita Cavallini
Anna Christie (1930) .... Anna Christie
Kiss, The (1929) .... Irene Guarry
Single Standard, The (1929) .... Arden Stuart Hewlett
Wild Orchids (1929) .... Lillie Sterling
Woman of Affairs, A (1928) .... Diana Merrick Furness
Mysterious Lady, The (1928) .... Tania Fedorova
Divine Woman, The (1928) .... Marianne
Love (1927) .... Anna Karenina
... aka Anna Karenina (1927) (UK)
Flesh and the Devil (1926) .... Felicitas
Temptress, The (1926) .... Elena
Torrent (1926) .... Leonora Moreno, aka La Brunna
... aka Ibáñez' Torrent (1926) (USA)
Freudlose Gasse, Die (1925) (uncredited) .... Greta Rumfort
... aka Joyless Street (1925) (UK)
... aka Joyless Street, The (1927) (USA)
... aka Street of Sorrow, The (1927) (USA)
... aka Viennese Love (1925) (Canada: English title)
Gösta Berlings saga (1924) .... Countess Elizabeth Dohna
... aka Atonement of Gosta Berling, The (1924)
... aka Legend of Gosta Berling, The (1924)
... aka Saga of Gosta Berling, The (1924)
... aka Story of Gosta Berling, The (1924)
Luffarpetter (1922) .... Greta
... aka Peter the Tramp (1922)
Konsum Stockholm Promo (1921)
Lyckoriddare, En (1921) .... Maid
Herr och fru Stockholm (1920)
... aka Herrskapet Stockholm ute pa inköp (1920) (Sweden)
 

 

 

МАТА ХАРИ   
/MATA HARI/
Мелодрама
США 
1931; 1,31; 
Режиссер: Джордж Фицморис /George Fitzmaurice/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Рамон Новарро /Ramon Novarro/, Лайонел Бэрримор /Lionel Barrymore/, Льюис Стоун /Lewis Stone/, Хенри Гордон /Henry Gordon/, Кэрен Морли /Karen Morley/, Алек Б. Фрэнсис /Alec B. Francis/, Бланш Фредеричи /Blanche Frederici/, Эдмунд Бриз /Edmund Breese/, Хелен Джером Эдди /Helen Jerome Eddy/
Тема Маты Хари, голландки с Явы, легендарной шпионки времен 2-ой Мировой войны, уже обыгрывалась в кино, но когда Гарбо согласилась сыграть роль прекрасной, экзотической танцовщицы, менявший секс на секреты, компания MGM приняла решение поставить роскошный и запоминающийся фильм. В самом начале мы видим немецкую шпионку в Париже, где она работает танцовщицей. Ее куратор Андриан (Стоун) поручает ей перехватывать послания русских относительно передвижения войск союзников. Какое-то время Гарбо состоит в любовной связи с генералом Сержем Шубиным (Бэрримор), генералом неразборчивым в средствах, но потом она знакомится с Алексисом Розаноффом (Новарро), простым лейтенантом, и по-настоящему влюбляется в него. Затем она узнает, что у Розаноффа есть послания, которые она ищет, и предает любовь ради своей страны. Она ложится с ним в постель, а в это время ее сообщники копируют документы. Шубин узнает о предательстве и взрывается, угрожая сдать Гарбо как шпионку и обвинить в предательстве Розаноффа. Чтобы спасти себя и ничего не знающего любовника, она убивает Шубина из пистолета. Когда Розанофф начинает искать Шубина, Гарбо уговаривает его уехать. Он летит в Россию, но самолет сбивают, и Розанофф остается слепым. Тогда Гарбо следует своей страсти, забыв о военных приказах. Она отправляется к Розаноффу, чтобы доказать свою любовь. Андриан приказывает одному из своих агентов убить ее, но тот попадает в местную полицию. Затем с Гарбо срывают маску, и она предстает перед судом.
Гарбо невероятно красива, ее образ излучает особую таинственность на грани мистики в качестве экзотической танцовщицы. В одной сцене в откровенном костюме она извивается, как змея, вокруг статуи с множеством рук, и Фицморис снимает эту сцену в самом высоком стиле, полностью используя предоставленную ему лучшую технику.
 

 



ПОЦЕЛУЙ
/KISS, THE/
Драма
США 
1929; 1,30; 
Режиссер: Жак Фейдер /Jacques Feyder/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Конрад Ногель /Conrad Nogel/, Эндерс Рэндолф /Anders Randolf/, Холмс Херберт /Holmes Herbert/, Лью Эйрес /Lew Ayres/, Джордж Дэвис /George Davis/
По рассказу Жоржа М. Савиля.
"Поцелуй" - один из величайших фильмов с участием Греты Гарбо, сыгравшей роль загадочной привлекательной женщины, любовь которой становится роковой для тех, кого она любит, и для нее самой. Пьер, юный поклонник Ирэн (Гарбо), почти до конца истории не знающий ее истинных намерений и интересов, прекрасно сыгран Лью Эйресом. Кульминацией становится сцена, когда Ирэн заключена в безумных объятиях парнишки, а муж (Рэндолф) неожиданно вернувшийся домой, впадает в состоянии ярости… 

 

АННА КРИСТИ
/ANNA CHRISTIE/
Драма
США 
1930; 1,28; 
Режиссер: Клэренс Браун /Clarence Brown/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Ли Фелпс /Lee Phelps/, Джеймс Т. Мэк /James T. Mack/, Джордж Ф. Мэрион-старший /George F. Marion, Sr./, Мари Дресслер /Marie Dressler/, Чарлз Бикфорд /Charles Bickford/
Замечательный актерский состав и уникальная атмосфера помогают забыть о примитивной звуковой технике при просмотре этой замечательной экранизации прославленной пьесы Юджина О Нила (впервые она была экранизирована в 1923 году с Бланш Суит и Уильямом Расселом). Гарбо, величайший молчаливый сфинкс немого кино, впервые заговорила в этом фильме. Она играет заглавную роль Анны Кристи, женщины, которая бросает опостылевшую семейную ферму, оставленную ей отцом, и становится проституткой. Потом, отказавшись от этого занятия, она возвращается к отцу (Мэрион-ст.), живущему в разбитой барже. Во время шторма они спасают тонущего ирландского матроса Мэтта Берка (Бикфорд). Тот влюбляется в нее и делает предложение. В гневе Анна с болью рассказывает ему о своем прошлом. Мэтт оставляет девушку, но любовь примиряет их.
Восхищение зрителей таинственной Гарбо способствовало популярности фильма. Хотя и критики, и зрители были очарованы ее хрипловатым голосом с иностранным акцентом и тем, как она произносит знаменитые строки в начале фильма: "Дай мне виски, имбирного эля отдельно... и не дуйся, малыш!", - она все-таки переигрывала, сохраняя манеры и позы, характерные для немого кино. Вскоре она добьется совершенства и в звуковых фильмах. Позже Гарбо снялась в римейке фильма у немецкого режиссера Жака Фейдера, и, как говорили, ей он нравился гораздо больше. О фильме Брауна она сказала: "Разве он не ужасен? Кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы шведы так играли?".
Фильм получил номинации на премию "Оскар" за лучшую актрису (Грета Гарбо), лучшую режиссуру (Кларенс Браун) и лучшую операторскую работу (Уильям Дэниэлс). 
 

 

 
КОРОЛЕВА ХРИСТИНА (КОРОЛЕВА КРИСТИНА)
/QUEEN CHRISTINA/
Исторический фильм
США 
1933; 1,37; 
Режиссер: Рубен Мамулян /Rouben Mamoulian/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Джон Гилберт /John Gilbert/, Иан Кит /Ian Keith/, Льюис Стоун /Lewis Stone/, Элизабет Янг /Elizabeth Young/, С. Обри Смит /C. Aubrey Smith/, Реджиналд Оуэн /Reginald Owen/, Жорж Ренавент /Georges Renavent/, Густав фон Зайффертитц /Gustav von Seyffertitz/, Дэвид Торренс /David Torrence/
Гарбо в роли королевы Христины, образованнейшей женщины своего времени, правящей Швецией в период с 1632 по 1654 года. Ее бывший любовник Магнус (Кит) пытается устроить брак Христины с блистательным принцем, но она и слышать ничего не хочет о политическом союзе. Катаясь как-то верхом, она встречает дона Антонио (Гилберт). Он - посол. Заинтересованная галантным испанцем, Христина решила узнать его настоящий характер, выдав себя за мужчину, направилась в гостиницу, где, как ей известно, остановился дон Антонио. Они подружились. Не зная, что Христина - женщина, испанец приглашает ее провести ночь в его комнате. В конце концов, она раскрывается, и между ними разгорается любовь. Вместе они проводят два божественных дня и две ночи. Идиллия кончается, Христина возвращается во дворец и принимает дона Антонио официально, делая вид, что знает его только как представителя иностранной державы. А он сообщает, что приехал просить ее руки для короля Испании. Ответа королева не дает, но их тайные встречи продолжаются. Когда интриган Магнус узнает об этом, он восстанавливает свет против дона Антонио...
Гарбо сумела обессмертить знакомый сюжет, обогатив фильм свежими эмоциями. Звезда Гилберта к этому времени уже давно закатилась. Он хорош и трогателен в картине, но возвращением в большое кино этот фильм для него не стал. Изумительное, трогательное кино, посмотреть его будет очень приятно. 
 
 
ГРАНД-ОТЕЛЬ
/GRAND HOTEL/
Мелодрама
США 
1932; 1,45; 
Режиссер: Эдмунд Гулдинг /Edmund Goulding/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Джон Бэрримор /John Barrymore/, Уоллес Бири /Wallace Beery/, Льюис Стоун /Lewis Stone/, Жан Хершолт /Jean Hersholt/, Джоэн Кроуфорд /Joan Crawford/, Лайонел Бэрримор /Lionel Barrymore/, Роберт МакУэйд /Robert McWade/, Пернелл Прэтт /Purnell Pratt/, Фердинанд Готтшальк /Ferdinand Gottschalk/, Рафаэла Оттиано /Rafaela Ottiano/
Картина по роману Викки Баум "Люди в отеле" (Menschen im Hotel) выношена лично Талбергом. Он собрал всех самых легендарных звезд, отдав дань блеску и славе тускнеющего "Золотого веку" Голливуда, и рассчитан в первую очередь на любителей истории кино.
Масштабный блокбастер отслеживает хроники переплетающихся жизней лиц, поселившихся в Гранд Отеле. Здесь одинокая балерина Гарбо, благородный вор Джон Бэрримор, честолюбивая стенографистка Джоэн Кроуфорд, Лайонел Бэрримор, желающий под музыку уйти в мир иной, и Уоллес Бири, безжалостный промышленник. Льюис Стоун и Жан Хершолт живут в фильме только для того, чтобы комментировать других. Если "Ужин в восемь", поставленный год спустя, пошел как фильм намного лучше, так как вел рассказ о богатых и знаменитых, то "Гранд Отель" населен теми, кто не обладает этими двумя притягательными качествами. Не следует ожидать особенно острого сценария или даже игры высочайшего класса. Этот шедевр, поставленный Гулдингом с большим размахом, безнадежно устарел, хотя работа художников и костюмеров роскошна. Несмотря ни на что, картина остается своего рода классикой. В свое время он был восторженно принят критикой и зрителями. В 1945 году был снят легковесный римейк "Уикэнд в Уолдорфе".
"Оскар" за лучший фильм. 

 
КАМЕЛИЯ (ДАМА С КАМЕЛИЯМИ)
Официальное название: ДАМА С КАМЕЛИЯМИ
/CAMILLE/
Мелодрама
США 
1937; 1,48; 
Режиссер: Джордж Кьюкор /George Cukor/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Роберт Тэйлор /Robert Taylor/, Лайонел Бэрримор /Lionel Barrymore/, Элизабет Эллан /Elizabeth Allan/, Джесси Ралф /Jessie Ralph/, Анри Даниель /Henry Daniell/, Ленор Ульрик /Lenore Ulric/, Лора Хоуп Крюз /Laura Hope Crews/, Рекс О'Мэлли /Rex O'Malley/, Расселл Харди /Russell Hardie/
Грета Гарбо в пике своей карьеры и в одном из самых романтических из когда-либо снятых фильмов. Остается загадкой, как могла Маргерита в исполнении Гарбо стать куртизанкой - она кажется слишком умной, слишком утонченной и слишком серьезной, чтобы хоть на секунду серьезно предположить возможность жизни в полусвете. 
 

 


 
НИНОЧКА
/NINOTCHKA/
Комедия
США 
1939; 1,50; 
Режиссер: Эрнст Любич /Ernst Lubitsch/
В ролях: Грегори Гэй /Gregory Gaye/, Ина Клэр /Ina Claire/, Александр Грэнах /Alexander Granach/, Грета Гарбо /Greta Garbo/, Мелвин Даглас /Melvyn Douglas/, Эдвин Максвелл /Edwin Maxwell/, Сиг Румэнн /Sig Rumann/, Феликс Брессарт /Felix Bressart/, Ричард Карл /Richard Carle/, Бела Лугоши /Bela Lugosi/
Гениальное сочетание фарса, романтической комедии и сатиры, "Ниночка" - это действительно особый случай в кино.
Когда советские эмиссары (Брессарт, Румэнн, Грэнах, их игра просто не может быть лучше) прибывают в Париж с особым заданием, очень скоро они сами попадают в сети города. Товарищ Ниночка (Гарбо) должна вернуть драгоценности герцогини Суоны (Клэр). Советское правительство уверено, что собственность аристократии должна принадлежать народу. Борьба между двумя женщинами за обладание драгоценностями сложна и запутана. На сцене появляется Леон (Даглас), знакомый герцогини, он безумно влюбляется в холодную, суровую коммунистку Ниточку. Он - светский лев и употребляет все свое небрежное очарование и светскость, чтобы растопить ее сердце. Сцена, когда в кафе Леону (Даглас) удается заставить Ниночку (Гарбо) улыбнуться, только упав со стула, до сих пор остается непревзойденной в жанре кинокомедии.
Многие фильмы Гарбо выигрывают, только благодаря ее обаянию, одному ее присутствию на экране. В данном случае дело обстоит иначе. Работая по блистательному, остроумному сценарию, Любич в каждую сцену умудряется добавить свои собственные штрихи. Сатира в фильме беспощадна как к коммунизму, так и к капитализму. После просмотра картины остается в сердце приятная теплота и сладкая грусть. Было много подражаний, но превзойти этот фильм по глубине и блеску не было дано никому. 
 

 

АННА КАРЕНИНА
/ANNA KARENINA/
Драма
США 
1935; 1,35; 
Режиссер: Клэренс Браун /Clarence Brown/
В ролях: Грета Гарбо /Greta Garbo/, Фредрик Марч /Fredric March/, Фредди Бартоломью /Freddie Bartholomew/, Бэйзил Рэтбоун /Basil Rathbone/, Морин О'Салливэн /Maureen O'Sullivan/, Мэй Робсон /May Robson/, Реджиналд Оуэн /Reginald Owen/, Реджиналд Денни /Reginald Denny/
Грета Гарбо уже снималась в немом фильме "Любовь" по этому сюжету в 1927 году. Этот фильм является более искренней и честной попыткой экранизации классического романа Льва Толстого, хотя сокращено все до запредельной простоты. ...Замужняя женщина, ненавидящая своего холодного, бездушного мужа-лицемера, влюбляется в молодого гвардейского офицера. Любовь ослепляет ее, но муж развода не дает. Она бросает все, даже ребенка, чтобы быть со своим любовником.
Очень хороший подбор актеров - кроме Гарбо с ее стокгольмским акцентом, все говорят на оксфордском английском, что очень удобно для восприятия. Приз за лучший иностранный фильм на МКФ в Венеции (1935г.). 
 

 


 

Greta Garbo Gallery

 

 

Hosted by uCoz