Бьорк Гудмундсдоттир (то есть дочь Гудмундсона, Bjork)
родилась в Рейкьявике, столице крошечной Исландии, 21 ноября 1965 года.

 

Национальной гордостью 300-тысячного народа она стала несколько позже, но уже начало ее жизненного пути отмечено многочисленными намеками на далеко не тривиальную судьбу.
 

Музыкой Бьорк начала заниматься в 5-летнем возрасте. К этому времени ее отчаянно хиппующие родители успели развестись, и девочка осталась на попечении довольно инфантильной матери Хильдур Хауксдоттир, которую ей порой приходилось брать под свою опеку. Бьорк в разное время изучала премудрости вокала, игры на арфе, флейте и фортепиано, а в 7 лет впервые выступила на Национальном телевидении с песней «I Love To Love». Писать музыку, как и взрослеть, она начала тоже довольно рано, и уже в 11 лет показала учительнице музыки собственные сочинения и обработки народных песен. Вскоре Бьорк дебютировала со своим сольным альбомом, который назывался коротко - "Bjork". Среди 10 попавших на него треков были исландские народные песни, кавер-версии хитов 70-х, в том числе одна песня Битлз, и авторская инструментальная композиция «Йоуханнес Кьярваль». Такой разброс интересов должен был завести ее очень далеко. Что и случилось.
 

«Подросткам в Исландии в мое время совершенно некуда было пойти и, в общем, нечем заняться», - вспоминала Бьорк. Пережить это смутное время между детством и взрослостью помогала, конечно, музыка. 13-летняя Бьорк создала свою первую группу Exodus, играющую нечто в духе пост-панка. Через два года вместе с басистом Exodus Якобом Магнуссоном она основала группу Tappi Tikarrass (Заткни стерве (или суке) зад). Тогда же, в 15 лет, она начинает свой трудовой стаж, устроившись - незаконно из-за возраста - на завод «Coca Cola», где следит за чистотой бутылок в отделе контроля. «Кругом звенят бутылки, стоит страшный шум, а ты напеваешь в такт тоненьким голоском, и никто тебя не слышит», - именно этот опыт помог ей через 18 лет перевоплотиться в нелепую и помешанную на музыке Сельму из «Танцующей в темноте».

В том же 1983 году работница отдела контроля создает свою следующую группу Kukl (Колдовство), где играет вместе с Эйнаром Ёрном Бенедиктссоном и Тором Элдоном. Kukl выпустили два альбома: «The Eye» в 1984 году и «Holidays in Europe» в 1986-м. В промежутке между двумя записями Бьорк успевает родить сына Синдри и сыграть небольшую роль в фильме «Juniper Tree», малоудачном и малоизвестном, что Бьорк сегодня только радует.
 

Идеи и энергия распирают молодое дарование, и Бьорк оказывается участницей акции остросоциального характера. С подачи Эйнара Бенедиктссона они решают создать группу, которая бы использовала в музыке поп-клише в самых безвкусных сочетаниях. Sykurmolarnir, или Сахарные Кубики (еще вариант - Sugarcubes, по словам Бьорк, самое дурацкое название, которое могло прийти в голову), были попыткой повеселиться, отдохнуть и попытаться снова возродить Kukl, дела которых шли на спад. Проект перерос в общество «Плохого вкуса» (Bad Taste), которое объединило продвинутых представителей богемы и выступило с такой хартией: «В борьбе против «хорошего вкуса», Bad Taste будет использовать все вообразимые и невообразимые методы, как, например, внедрение безвкусной рекламы и объявлений, распространение и продажу различного хлама и экскрементов».
 

В результате на свет появилась «полностью безвкусная» акварельная открытка, приуроченная к известной встрече Рейгана и Горбачёва в Рейкьявике. Именно на средства от продажи этой открытки Sugarcubes выпустили свой первый сингл «Einn Mol'a Mann» («По кубику на человека»). Второй сингл «Birthday», совершенно неожиданно для его создателей, стал синглом недели в Великобритании. В апреле 1987 года группа дебютирует с альбомом «Life's Too Good», самым удачным из всех трех альбомов Sugarcubes, который разошелся миллионным тиражом. В 89-м вышел менее интересный «Here Today Tomorrow Next Week». А еще через три года - последний релиз «Stick Around for Joy». Синдри, сыну Бьорк, не суждено осуществить веселую мечту своих родителей и стать менеджером Сахарных Кубиков. В 92-м отношения между Бьорк и Тором Элдоном становятся настолько напряженными, что в истории Sugarcubes приходится поставить точку.

Sugarcubes были первой исландской группой, которая так широко прославилась по обе стороны Атлантического океана. Эстафету подхватила Бьорк, которая после 15 лет участия в чужих проектах решила действовать максимально самостоятельно. Переехав в Лондон и заручившись поддержкой продюсера Nellee Hooper, она начинает записывать свой первый сольный альбом. Панк, фольк, гитарный рок, авант-поп занимают ее теперь гораздо меньше, чем клубная танцевальная музыка, techno и house в первую очередь. Вышедший в конце 1993 года "Debut" становится альбомом года по версии «New Musical Express» и приносит Бьорк две награды BRIT Awards в номинациях «лучшая молодая певица» и «лучшая международная сольная артистка».

«Я всё время пишу песни, чтобы оставаться в здравом уме». И с завидной регулярностью выдает на-гора высококачественные, филигранно отшлифованные записи. В 1995 году выходит ее второй альбом «Post», более выразительный, но и более эклектичный, чем его предшественник. Записанный в жестких техно-ритмах трек "Army Of Me" соседствует с почти робкой, мерцающей "Hyperballad" и одновременно с карнавальной "It's Oh So Quiet", записанной с симфоническим оркестром, которая возрождает атмосферу 40-х годов. Если первый альбом добрался до 3 места в британском чарте, то «Post» вызвал еще больший интерес у слушателей и поднялся до 2 позиции UK Album Chart. А сингл "It's Oh So Quiet", подкрепленный красочным клипом с необычной хореографией, стал для молодой исполнительницы самым большим хитом, оказавшись на 4 месте в английском чарте синглов.
 

Через год Бьорк выпускает альбом «Telegram», сборник радикальных ремиксов на песни с альбома «Post». Со всей своей «сверхзаботливостью» она сама отбирает ремиксмейкеров, много общается с ними и требует, чтобы в запись они вкладывали всю душу.
 

Параллельно начинается работа над третьим альбомом «Homogenic», который обозначил своеобразную веху в ее карьере. Во-первых, этот альбом Бьорк продюсировала сама, привлекая также Марка Белла, который впоследствии редко оставлял ее без своего продюсерского внимания. Во-вторых, на атмосферу и характер записи очень повлиял поступок одного из фанов, который послал ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой. 24-летний Рикардо Лопес сопроводил посылку видеокассетой, на которой после признания в любви под звуки «I Miss You» пускает себе пулю в висок. Бомбу обезвредили в Скотланд Ярде, но покушение на ее жизнь произвело на Бьорк колоссальное впечатление. Вышедший в 1997-м альбом «Homogenic», который включал непревзойденную "Bachelorette", сама певица называет «непростым», а критика отмечает не только музыкальную, но и поэтическую зрелость ее песен. «'Homogenic' - это мощный вокал опытного солиста, это несгибаемая мать, которая обнажает свою израненную душу и душу своей страны, это астрологический Скорпион с его неистовой ревностью, безумными страстями, непреклонной решимостью»

Не особенно разбираясь в музыке, культовый режиссер Ларс Фон Триер, услышав однажды записи Бьорк, чувствует в ней именно того человека, который вдохнет музыкальную жизнь в историю полуслепой эмигрантки Сельмы. Знакомство с ним Бьорк опишет позже, как встречу Наполеона с Пеппи-Длинный Чулок. Идея снять певицу в главной роли пришла фон Триеру уже после знакомства с ней. «Танцующая в темноте» - это три года жизни Бьорк. Сначала саундтрек, по стилистике родственный «Homogenic», но сделанный в иных качественных и количественных стандартах: «Большинство песен на моих предыдущих альбомах были сведены примерно из 20 треков. На саундтреке каждая песня сводилась из 110 треков. Это здорово дисциплинировало меня. Я искала такую возможность с детства - провести за работой много месяцев и максимально точно выражать себя в музыке».
 

Но вряд ли Бьорк когда-нибудь мечтала сыграть героиню, предложенную фон Триером, - мать-одиночку, изможденную фабричной работой. Скандалы и ссоры на съемочной площадке не прекращались, но режиссер выдержал все и не прогадал: на знаменитом Каннском кинофестивале фильм получил Гран-при, а сама Бьорк - звание лучшей актрисы года. В картине ей пришлось не только стоять у станка, но и танцевать, петь, играть в любительском спектакле, превращая безысходную реальность в волшебную сказку. Саундтрек «Selmasongs: Dancer In The Dark..." вышел одновременно с фильмом в сентябре 2000 года. «Совершенно абсурдное сочетание форм, стилей и голосов, и только Бьорк могла сделать из всего этого настоящий бриллиант», - писали критики.
 

Передохнув от кинематографической лихорадки, о которой она вспоминает с содроганием, Бьорк возвращается в родную стихию и готовит новый альбом, названный "Vespertine". По ее ощущению, это полная противоположность «Homogenic», который она считает злым. Альбом "Vespertine", очень тихий, счастливый и очень интровертный, вышел в августе 2001 года. Арфа, челеста, клавикорд и целая армия программистов во главе с Бьорк создают, по мнению ряда обозревателей, наиболее зрелое на сегодняшний день ее произведение. На фоне филигранно отшлифованного музыкального сопровождения - вызывающие, взрывающиеся эмоции, все богатство вокальных возможностей, захватывающее соединение исландских источников с современными электронными течениями. Предпринятое в поддержку "Vespertine" мировое турне Бьорк провела в зданиях церквей и соборов, жертвуя количеством ради качества, а также первой из современных исполнительниц удостоилась права выступить с концертом на сцене Лондонской Королевской Оперы.
 

Со времени выхода ее детского дебюта "Bjork" прошло ровно 25 лет, первому альбому Sugarcubes в этом году исполнилось 15 лет, а в 2003-м можно будет отмечать 10-летие сольной карьеры. Самое время подвести первые итоги. 5 ноября поклонников Бьорк ждал двойной подарок, сразу два сборника избранного - «Greatest Hits» и «Family Tree». В первую компиляцию вошли 15 треков, отобранных фанами через официальный сайт.
Песни для «Family Tree» Бьорк отбирала сама, и для нее это было не просто перетряхивание старого гардероба, но и своего рода очищение, освобождение от прошлого: «Теперь передо мной совершенно чистая доска, на которой можно писать заново».
 

Ну и, разумеется, новой музыки, из которой она состоит как минимум наполовину. У маленького эльфа есть один только с виду маленький секрет: «Примерно 60-70% того, что у меня в голове, это музыка. Вот сейчас я здесь всего на 30%. Я всегда бессознательно ди-джействую у себя в голове. Все может провалиться в тартарары, и мое сердце будет пятьдесят раз разбито, но я буду в порядке, потому что мне есть куда убежать...»
Самая сильная моя сила и самая слабая моя слабость - в том, что я не способна дважды сделать то же самое. - Бьорк Обычно я не зацикливаюсь собственно на текстах. Лучше сосредоточиться на том, как эти тексты пропеть, как сделать свой голос музыкальным инструментом. - Бьорк Холод и жар одновременно меня охватывают, когда я слышу красивую песню, и первые мурашки по телу по этому поводу датируются еще временем моего младенчества. Ну, а сейчас я немного повзрослела, иногда чувствую себя пятилетней, иногда - будто мне 60 лет, при этом я серьезная и глупая, неуклюжая и виртуозная, грубая и нежная, смешная и утомительная, боязливая и отчаянная, хитрая и наивная... и я не хотела бы потерять ни одной из этих моих частиц! - Бьорк Рояль не должен стремиться стать скрипкой, он должен гордиться тем, что он рояль! - Бьорк Я склонна разделять мнение, что каждый способен в мыслях создавать все что угодно и для него это будут истинные вещи. Воображение каждого является продуктом, а потому - фактом. Вот и я: каждое утро, когда я просыпаюсь, рождаю заново свою вселенную, а вечером безжалостно-хладнокровно ее убиваю. Завтра выдумаю другую. Не лучшую, а просто другую. -Бьорк Мне нечего сказать своим слушателям. Я для них абсолютно чужая. Кроме своих песен, мне совершенно нечего предложить своим слушателям. - Бьорк Глупо спорить, будто не выражаешь себя одеждой, которую носишь. Внешний вид очень важен. Если я выгляжу так же, как и пою, это помогает мне. Ведь люди больше привыкли воспринимать все глазами, а не ушами. Я хочу показать: да, я - экстремистка, я обожаю крайности! - Бьорк
Сто лет назад к певцам относились с презрением. А сегодня если ты вышел на сцену и держишь в руках микрофон, тебя воспринимают чуть ли не оракулом, ты становишься выразителем идей для очень многих людей. Но я-то пою просто потому, что мне нравится. - Бьорк Музыку нужно слушать не ушами, а грудью, животом, внутренностями! - Бьорк Лучше останусь такой, какой меня представляют люди, чем буду придерживаться правил, которых все равно не знаю и не понимаю; это может сделать мою жизнь несчастливой. Нет, лучше буду делать то, что мне нравится! - Бьорк

Факты
В возрасте 7 лет Бьорк впервые выступила на Национальном телевидении с песней «I Love To Love», а уже в 11-летнем возрасте дебютировала со своим сольным альбомом, который назывался коротко - "Bjork".
Вышедший в конце 1993 года "Debut" становится альбомом года по версии «New Musical Express» и приносит Бьорк две награды BRIT Awards в номинациях «лучшая молодая певица» и «лучшая международная сольная артистка».
Бьорк получила титул лучшей актрисы года на Каннском кинофестивале - за роль в фильме Ларса фон Триера "Танцующая в темноте".
 

В 2001-м году певица первой из современных исполнительниц удостоилась права выступить с концертом на сцене Лондонской Королевской Оперы.
Вопреки распространённому мнению, альбом 1993 года "Debut" не является реальным дебютом Бьорк в сольном музыкальном творчестве. Ещё в 1977 году Бьорк стала известна в родном Рейкьявике после того, как в свои 11 лет записала первый сольный альбом - "Bjork". В то время Бьорк ходила в Рейкьявикскую музыкальную школу, и говорят, что учительница принесла её записи на местную радиостанцию, где юной певицей заинтересовался лэйбл Falkinn.

В августе - сентябре 1977 года на студии Хльоудрита в г. Хафнафьордуре были записаны 10 композиций вошедших в альбом. Мама Бьорк Хильдур Хауксдоуттир пригласила для работы над альбомом своих друзей басиста Паульми Гуннарссона и ударника Сигурдура Карлссона, которые, в свою очередь, привлекли лучших музыкантов Исландии, таких, например, как гитарист Бьоргвин Гистласон. Паульми и Сигги подобрали прекрасно слушающийся набор поп-хитов середины 70-х, смешав исландские мелодии с каверами таких песен как "Christopher Robin" Мэлани, "Your Kiss Is Sweet" Стиви Уандера и "Fool On The Hill" The Beatles (переведенный как "Эльф На Холме"). Одну из песен - инструментальную "Йоуханнес Кьярваль", Бьорк написала сама и посвятила известному исландскому художнику Йоуханнесу Кьярвалю. Также она сыграла в нескольких песнях на флейте и клавишных.
Было напечатано около 5000 копий пластинки, и сейчас все они уже распроданы, поэтому оригинальный LP "Bjork" 1977 года считается большим раритетом, и хорошо сохранившиеся экземпляры могут стоить несколько сотен долларов.
 

Важно: Официально этот альбом издавался всего один раз - в Исландии в 1977 году в форматах LP и, возможно, MC. Поэтому любые издания на носителях, отличных от винила и аудиокассеты являются ПИРАТСКИМИ. Однако среди них существует очень качественное издание на CD, которое даже многие зарубежные магазины представляют, как официальное - на таком высоком уровне оно сделано! Но несмотря даже на вкладку с текстами песен, пираты допустили несколько ошибок: 1. На самом диске и на коробке к нему указан только 1977 год, но в 1977 году ещё не существовал современный аудио-компакт диск! А на любом переиздании должны быть указаны год первого выпуска и год переиздания. 2. На компакт-диске есть загадочная надпись "Made In Island". По-английски это означает "Сделано На Острове", По всей видимости, пираты перепутали английские слова "Iceland" (Исландия) и "island" (остров) с исландским "Island" - Исландия. На настоящем издании не должно быть ни одного английского слова. 3. Также, на компакт диске написано название лэйбла с ошибкой: в слове "Fálkinn" над буквой "a" должен стоять знак "акут" (как русский знак ударения), а пираты написали "ä" ("умлаут") (две точки над буквой). Так что если вам будут предлагать "настоящий" CD то будьте внимательны - это обязательно пиратский и его реальная цена - не более $30.
 

Если вы совсем не знакомы с музыкой Бьорк, то мы не рекомендуем начинать знакомство с её творчеством с этого альбома - послушайте лучше сольные альбомы 90-х годов...
 

KUKL (1984-1986)
Идея собрать в одной команде самых экстремальных панк-музыкантов Исландии пришла в голову Асмундуру Йонссону, DJ-ю крупнейшей исландской звукозаписывающей компаниии Gramm Records. Для своего супер-проекта он пригласил: Эйнара Ёрна (вокал, труба) и Эйнара Мелакса (клавишные) из группы Purrkurr Pillnikk, Гудлаугара Кристинна (гитара), Сигги Балдурссона (ударные), Биргера Могенсена (басс) из Teyr, и конечно же Бьорк Гудмундсдоттир (вокал) из Tappi Tikarrass. Впервые группа появилась под именем KUKL (что означает "колдовство") на концерте 1983-го года "Мы требуем будущего" в Рейкьявике. В декабре того же года, KUKL снова собираются вместе, чтобы выпустить сингл "Songull". Совместная работа так понравилась музыкантам, что они решают сделать группу постоянной.
 

В 1984 году KUKL выпустили свой первый альбом "The Eye", в который вошла англоязычная версия песни "Songull", названная "Dismembered", и песня "Anna", для которой было снято видео. Музыка KUKL являла собой причудливую смесь панка, джаза и ритмической музыки. При записи "The Eye" использовались различные виды ударных, колокола и даже духовые инструменты.
 

Множество исландских групп колесили по Европе, мечтая о признании за пределами своей страны. Того же желали и KUKL, отправляясь в 1985 году в свое первое европейское турне, в ходе которого, они посетили Голландию, Данию, а их концерты во Франции были записаны и вышли альбомом "KUKL a Paris". Но международное признание так и осталось мечтой. Между концертами музыканты были вынуждены устраиваться на обычную работу.
 

В 1986 году выходит второй и последний альбом KUKL - "Holidays in Europe", стиль которого определен как пост-панковый. Видео были сняты к двум композициям с этого альбома: "The outflight" и "A mutual thrill". В этом же году группа распалась, на прощание шокировав исландскую общественность своим телевизионным шоу, в которм Бьорк, будучи уже на седьмом месяце беременности, появилась в коротенькой маечке, открывающей живот.
 

The Sugarcubes (1986-1992)
День, когда у Бьорк родился сын Синдри, считается и днем рождения The Sugarcubes. Кроме Бьорк в новую группу вошли Эйнар и Сигги из KUKL, Тор Элдон (гитара), Браги Олафссон (басс) и Маргрет Ёрнольфсдоттир (клавишные). После недолгих размышлений, какое название будет для группы самым дурацким, остановились на The Sugarcubes (Сахарные Кубики). Видимо после трех лет анархо-панка Бьорк и ее друзьям захотелось просто покататься по миру и повеселиться.
Первый же сингл Кубиков "Birthday" был признан британским музыкальным журналом Melody Maker синглом недели. С первой же попытки Кубики добились того, чего KUKL не смогли достичь за три года. Крупные звукозаписывающие компании быстро оценили потенциал новой группы и на музыкантов посыпались различные щедрые предложения, но они, не желая попасть в кабалу, выбрали небольшую независимую британскую компанию One Little Indian.
 

Свой первый альбом "Life's Too Good" Кубики выпустили в 1988 году. Песни, собранные на нем, представляли собой прекрасные образцы поп-музыки и альбом получил очень хорошие рецензии. Популярность Кубиков росла не только в Исландии, но и за ее пределами. Например, в Штатах Бьорк до сих пор величают не иначе как "экс-вокалистка Sugarcubes". Вскоре группа отправилась в свой первый большой мировой тур.
 

Работая над новым альбомом "Here Today, Tomorrow Next Week", музыканты руководствовались крайне амбициозным девизом: "мировое превосходство или смерть". Вышедший в 1989 году альбом должен был доказать, что первый успех не был случайным, однако рецензии он получил похуже, чем первый. По мнению критиков Эйнар совершенно вышел из под конторля, заглушая голос Бьорк громким, нахальным бормотанием. Тем не менее в альбом вошло много красивых композиций и армия поклонников Sugarcubes продолжала рости.
 

В 1992 году выходит последний альбом Кубиков "Stick Around For Joy", который многие считают их лучшей работой, и альбом ремиксов "It's It". Решив заняться сольной карьерой, группу покидает Бьорк, что и становится концом The Sugarcubes. За семь лет своего существования Кубики совершили несколько мировых туров, выступая с такими командами как New Order и U2 на огромных стадионах перед десятками тысяч зрителей. Неплохо для группы задуманной всего лишь как шутка.
 

Трио Гудмундура Ингольфссона (1990)
Ещё выступая в составе The Sugarcubes, Бьорк записала вместе с исландским джазовым трио Гудмундура Ингольфссона (Гудмундур Ингольфссон - пианино, Гудмундур Стейнгримссон - ударные, Тордур Хогнасон - басс) свой второй сольный альбом "Gling-Glo".
Трио было достаточно популярно в Исландии и за её пределами, поэтому Бьорк, с детства неравнодушная к джазу, хорошо была знакома с их работами. Впервые она увидела трио воочию во время их выступлений в местных ночных клубах и на неё произвели сильное впечатление несколько совместных выступлений. Вместе они звучали просто отлично и из этого обязательно должно было выйти нечто большее, чем пара ночных сейшенов.
 

В 1989 году в Исландии самым популярным музыкальным радио-шоу была Godravina Fundur ("Среди Хороших Друзей"). В числе групп, приглашенных для участия в шоу, было и трио Гудмундура Ингольфссона. Гудмундур Стейнгримссон предложил пригласить Бьорк в качестве вокалистки для этого шоу. Он считал её голос идеально подходящим для джазового вокала. Когда был составлен список песен, Магнус Тор Йонссон снабдил Бьорк оригинальными джазовыми записями из своей коллекции. Эти записи использовались ею только как справочный материал. Когда пришло время писать аранжировки Бьорк все сделала по своему. В результате традиционный джазовый стиль трио подвергся уникальному влиянию Бьорк и родилось великолепное шоу, записанное в Отеле Борг в 1989 году и позднее переданное в Godravina Fundur.
 

Лонгплэй стал естественным продолжением этого концерта и Smekkleysa ("Плохой Вкус" - компания созданная Бьорк и её друзьями) приступила к работе. Для лонгплэя 1990-го года было записано 14 песен. Удивительно то, что музакантам для этого понадобилось всего 17 часов совместной студийной работы (одновременная запись вокального и инструментальных треков является традиционным способом записи джазовой музыки, дающим более естественный и спонтанный результат). Когда позднее для компакт-диска потребовались дополнительные треки, 15-я и 16-я песни ("Ruby Baby" и "I Can't Help Loving That Man") были взяты из записи 1989-го года в Отеле Борг. Название для компакт-диска предложила жена Гудмундура Стейнгримссона, Хельга. С тех пор "Gling-Glo" приобрел множество преданных фанов во всем мире, став бестселлером Smekkleysa на все времена.
 

***

Бьорк Гудмундсдоттир (то есть дочь Гудмундсона, Bjork) родилась в Рейкьявике, столице крошечной Исландии, 21 ноября 1965 года. Национальной гордостью 300-тысячного народа она стала несколько позже, но уже начало ее жизненного пути отмечено многочисленными намеками на далеко не тривиальную судьбу.

Музыкой Бьорк начала заниматься в 5-летнем возрасте. К этому времени ее отчаянно хиппующие родители успели развестись, и девочка осталась на попечении довольно инфантильной матери Хильдур Хауксдоттир, которую ей порой приходилось брать под свою опеку. Бьорк в разное время изучала премудрости вокала, игры на арфе, флейте и фортепиано, а в 7 лет впервые выступила на Национальном телевидении с песней "I Love To Love". Писать музыку, как и взрослеть, она начала тоже довольно рано, и уже в 11 лет показала учительнице музыки собственные сочинения и обработки народных песен. Вскоре Бьорк дебютировала со своим сольным альбомом, который назывался коротко - "Bjork". Среди 10 попавших на него треков были исландские народные песни, кавер-версии хитов 70-х, в том числе одна песня Битлз, и авторская инструментальная композиция "Йоуханнес Кьярваль". Такой разброс интересов должен был завести ее очень далеко. Что и случилось.

"Подросткам в Исландии в мое время совершенно некуда было пойти и, в общем, нечем заняться", - вспоминала Бьорк. Пережить это смутное время между детством и взрослостью помогала, конечно, музыка. 13-летняя Бьорк создала свою первую группу Exodus, играющую нечто в духе пост-панка. Через два года вместе с басистом Exodus Якобом Магнуссоном она основала группу Tappi Tikarrass (Заткни стерве (или суке) зад). Тогда же, в 15 лет, она начинает свой трудовой стаж, устроившись - незаконно из-за возраста - на завод "Coca Cola", где следит за чистотой бутылок в отделе контроля. "Кругом звенят бутылки, стоит страшный шум, а ты напеваешь в такт тоненьким голоском, и никто тебя не слышит", - именно этот опыт помог ей через 18 лет перевоплотиться в нелепую и помешанную на музыке Сельму из "Танцующей в темноте".

В том же 1983 году работница отдела контроля создает свою следующую группу Kukl (Колдовство), где играет вместе с Эйнаром Ёрном Бенедиктссоном и Тором Элдоном. Kukl выпустили два альбома: "The Eye" в 1984 году и "Holidays in Europe" в 1986-м. В промежутке между двумя записями Бьорк успевает родить сына Синдри и сыграть небольшую роль в фильме "Juniper Tree", малоудачном и малоизвестном, что Бьорк сегодня только радует.

Идеи и энергия распирают молодое дарование, и Бьорк оказывается участницей акции остросоциального характера. С подачи Эйнара Бенедиктссона они решают создать группу, которая бы использовала в музыке поп-клише в самых безвкусных сочетаниях. Sykurmolarnir, или Сахарные Кубики (еще вариант - Sugarcubes, по словам Бьорк, самое дурацкое название, которое могло прийти в голову), были попыткой повеселиться, отдохнуть и попытаться снова возродить Kukl, дела которых шли на спад. Проект перерос в общество "Плохого вкуса" (Bad Taste), которое объединило продвинутых представителей богемы и выступило с такой хартией: "В борьбе против "хорошего вкуса", Bad Taste будет использовать все вообразимые и невообразимые методы, как, например, внедрение безвкусной рекламы и объявлений, распространение и продажу различного хлама и экскрементов".

В результате на свет появилась "полностью безвкусная" акварельная открытка, приуроченная к известной встрече Рейгана и Горбачёва в Рейкьявике. Именно на средства от продажи этой открытки Sugarcubes выпустили свой первый сингл "Einn Mol'a Mann" ("По кубику на человека"). Второй сингл "Birthday", совершенно неожиданно для его создателей, стал синглом недели в Великобритании. В апреле 1987 года группа дебютирует с альбомом "Life's Too Good", самым удачным из всех трех альбомов Sugarcubes, который разошелся миллионным тиражом. В 89-м вышел менее интересный "Here Today Tomorrow Next Week". А еще через три года - последний релиз "Stick Around for Joy". Синдри, сыну Бьорк, не суждено осуществить веселую мечту своих родителей и стать менеджером Сахарных Кубиков. В 92-м отношения между Бьорк и Тором Элдоном становятся настолько напряженными, что в истории Sugarcubes приходится поставить точку.

Sugarcubes были первой исландской группой, которая так широко прославилась по обе стороны Атлантического океана. Эстафету подхватила Бьорк, которая после 15 лет участия в чужих проектах решила действовать максимально самостоятельно. Переехав в Лондон и заручившись поддержкой продюсера Nellee Hooper, она начинает записывать свой первый сольный альбом. Панк, фольк, гитарный рок, авант-поп занимают ее теперь гораздо меньше, чем клубная танцевальная музыка, techno и house в первую очередь. Вышедший в конце 1993 года "Debut" становится альбомом года по версии "New Musical Express" и приносит Бьорк две награды BRIT Awards в номинациях "лучшая молодая певица" и "лучшая международная сольная артистка".

"Я всё время пишу песни, чтобы оставаться в здравом уме". И с завидной регулярностью выдает на-гора высококачественные, филигранно отшлифованные записи. В 1995 году выходит ее второй альбом "Post", более выразительный, но и более эклектичный, чем его предшественник. Записанный в жестких техно-ритмах трек "Army Of Me" соседствует с почти робкой, мерцающей "Hyperballad" и одновременно с карнавальной "It's Oh So Quiet", записанной с симфоническим оркестром, которая возрождает атмосферу 40-х годов. Если первый альбом добрался до 3 места в британском чарте, то "Post" вызвал еще больший интерес у слушателей и поднялся до 2 позиции UK Album Chart. А сингл "It's Oh So Quiet", подкрепленный красочным клипом с необычной хореографией, стал для молодой исполнительницы самым большим хитом, оказавшись на 4 месте в английском чарте синглов.

Через год Бьорк выпускает альбом "Telegram", сборник радикальных ремиксов на песни с альбома "Post". Со всей своей "сверхзаботливостью" она сама отбирает ремиксмейкеров, много общается с ними и требует, чтобы в запись они вкладывали всю душу.

Параллельно начинается работа над третьим альбомом "Homogenic", который обозначил своеобразную веху в ее карьере. Во-первых, этот альбом Бьорк продюсировала сама, привлекая также Марка Белла, который впоследствии редко оставлял ее без своего продюсерского внимания. Во-вторых, на атмосферу и характер записи очень повлиял поступок одного из фанов, который послал ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой. 24-летний Рикардо Лопес сопроводил посылку видеокассетой, на которой после признания в любви под звуки "I Miss You" пускает себе пулю в висок. Бомбу обезвредили в Скотланд Ярде, но покушение на ее жизнь произвело на Бьорк колоссальное впечатление. Вышедший в 1997-м альбом "Homogenic", который включал непревзойденную "Bachelorette", сама певица называет "непростым", а критика отмечает не только музыкальную, но и поэтическую зрелость ее песен. "'Homogenic' - это мощный вокал опытного солиста, это несгибаемая мать, которая обнажает свою израненную душу и душу своей страны, это астрологический Скорпион с его неистовой ревностью, безумными страстями, непреклонной решимостью", - пишет обозреватель CDnow.com.

Не особенно разбираясь в музыке, культовый режиссер Ларс Фон Триер, услышав однажды записи Бьорк, чувствует в ней именно того человека, который вдохнет музыкальную жизнь в историю полуслепой эмигрантки Сельмы. Знакомство с ним Бьорк опишет позже, как встречу Наполеона с Пеппи-Длинный Чулок. Идея снять певицу в главной роли пришла фон Триеру уже после знакомства с ней. "Танцующая в темноте" - это три года жизни Бьорк. Сначала саундтрек, по стилистике родственный "Homogenic", но сделанный в иных качественных и количественных стандартах: "Большинство песен на моих предыдущих альбомах были сведены примерно из 20 треков. На саундтреке каждая песня сводилась из 110 треков. Это здорово дисциплинировало меня. Я искала такую возможность с детства - провести за работой много месяцев и максимально точно выражать себя в музыке".

Но вряд ли Бьорк когда-нибудь мечтала сыграть героиню, предложенную фон Триером, - мать-одиночку, изможденную фабричной работой. Скандалы и ссоры на съемочной площадке не прекращались, но режиссер выдержал все и не прогадал: на знаменитом Каннском кинофестивале фильм получил Гран-при, а сама Бьорк - звание лучшей актрисы года. В картине ей пришлось не только стоять у станка, но и танцевать, петь, играть в любительском спектакле, превращая безысходную реальность в волшебную сказку. Саундтрек "Selmasongs: Dancer In The Dark..." вышел одновременно с фильмом в сентябре 2000 года. "Совершенно абсурдное сочетание форм, стилей и голосов, и только Бьорк могла сделать из всего этого настоящий бриллиант", - писали критики.

Передохнув от кинематографической лихорадки, о которой она вспоминает с содроганием, Бьорк возвращается в родную стихию и готовит новый альбом, названный "Vespertine". По ее ощущению, это полная противоположность "Homogenic", который она считает злым. Альбом "Vespertine", очень тихий, счастливый и очень интровертный, вышел в августе 2002 года. Арфа, челеста, клавикорд и целая армия программистов во главе с Бьорк создают, по мнению ряда обозревателей, наиболее зрелое на сегодняшний день ее произведение. На фоне филигранно отшлифованного музыкального сопровождения - вызывающие, взрывающиеся эмоции, все богатство вокальных возможностей, захватывающее соединение исландских источников с современными электронными течениями. Предпринятое в поддержку "Vespertine" мировое турне Бьорк провела в зданиях церквей и соборов, жертвуя количеством ради качества, а также первой из современных исполнительниц удостоилась права выступить с концертом на сцене Лондонской Королевской Оперы.

Со времени выхода ее детского дебюта "Bjork" прошло ровно 25 лет, первому альбому Sugarcubes в этом году исполнилось 15 лет, а в 2003-м можно будет отмечать 10-летие сольной карьеры. Самое время подвести первые итоги. 5 ноября поклонников Бьорк ждал двойной подарок, сразу два сборника избранного - "Greatest Hits" и "Family Tree". В первую компиляцию вошли 15 треков, отобранных фанами через официальный сайт.

Песни для "Family Tree" Бьорк отбирала сама, и для нее это было не просто перетряхивание старого гардероба, но и своего рода очищение, освобождение от прошлого: "Теперь передо мной совершенно чистая доска, на которой можно писать заново".

А еще - еще Бьорк ждет ребенка. Ну и, разумеется, новой музыки, из которой она состоит как минимум наполовину. У маленького эльфа есть один только с виду маленький секрет: "Примерно 60-70% того, что у меня в голове, это музыка. Вот сейчас я здесь всего на 30%. Я всегда бессознательно ди-джействую у себя в голове. Все может провалиться в тартарары, и мое сердце будет пятьдесят раз разбито, но я буду в порядке, потому что мне есть куда убежать..."

 

Hosted by uCoz