ISABELLE  ADJANI  

 

 

Брюнетка и красавица с великолепной фигурой и поразительными глазами, дебютировавшая очень рано и привлекшая внимание критиков по обе стороны Атлантики. Ее называли "второй Жанной Моро". Снявшись в телерекламе и нескольких художественных фильмах еще школьницей, Аджани поступила в престижную Comedie-Francaise в начале 1970-х годов и привлекла внимание режиссера Франсуа Трюффо, который снял ее в главной роли своего фильма 1975 года "История Адель Г.". За зрелую, мощную игру Аджани была выдвинута на "Оскара" и сыграла главные роли в нескольких фильмах THE TENANT (1976), NOSFERATU THE VAMPIRE и THE BRONTE SISTERS (оба в 1979). Два последовавших американских фильма "Водитель/Поединок" (THE DRIVER, 1978) и "Иштар" (ISHTAR, 1988) большим успехом не пользовались, хотя "Водитель" был очень популярен на видео в СССР. Свою репутацию Аджани с блеском вернула фильмом "Камилла Клодель" (CAMILLE CLAUDEL, 1989), будучи выдвинута на "Оскара". Родила ребенка от актера Дэниэла Дэй-Льюиса.

 

Имя Изабель Аджани, одной из лучших актрис французского кино, все реже мелькает на страницах газет. Последний крупный проект с ее участием вышел пять лет назад, после чего Изабель ушла в тень и занялась воспитанием младшего сына. О ней почти не писали: лишь изредка во французских изданиях - со ссылкой на "источники, близкие к звезде" - таинственно сообщалось, что Аджани погрузилась в глубокую депрессию. Она-де - не в силах забыть своего бывшего любимого Даниэля Дей-Льюиса, а потому заперлась в своем доме и не желает никого видеть. Окружающим ее людям очевидно, что актриса близка к помешательству.

 


Газеты других стран доверчиво перепечатывали эту информацию, не удосужившись даже ее проверить. Наверное, сказывался груз ролей Аджани, часто игравшей психически неуравновешенных героинь. Так или иначе, появление актрисы в октябре 2000 года на сцене одного из парижских театров в роли Маргариты Готье - "дамы с камелиями", стало сенсацией. Тут же выяснилось, что слухи о "нездоровье" Аджани были даже не преувеличением, а наглой клеветой. И что вся эта история с безумием - всего лишь очередная попытка национальной прессы очернить самую талантливую французскую актрису последней трети ХХ века. Сама же Изабель не опровергала эти лживые домыслы только потому, что устала это делать. "С прессой нельзя бороться. Ее можно лишь не замечать".

 

Аджани знает, что говорит. Ее "священная война" с шовинистически настроенными газетами и ТВ Франции началась в тот день, когда она заявила в интервью, что вообще не является француженкой. И это действительно так: дочь немки и алжирца, Изабель Ясмин Аджани родилась в 1955 году в Баварии, а в Париж попала только в семилетнем возрасте. Но до этого признания актерские справочники, зная, какими националистами являются французы, местом рождения Изабель стыдливо указывали Париж, а на ее родителях не акцентировали внимание. А в результате злополучного интервью, в начале 80-х годов разгорелся страшный скандал: самая популярная (в то время) актриса Франции - оказалась НЕ француженкой! "Правые" газеты, ратующие за "чистоту нации", неистовствали, а остальные - предпочитали молчать. Хрупкая женщина оказалась "один на один" в борьбе со СМИ. И она не испугалась, не стала "каяться" - а наоборот, выступила с критикой шовинизма, заметив, что Франция, когда-то пострадавшая от фашизма, стараниями "правых" лидеров может зайти так же далеко, как и Германия когда-то. Этого ей не простили: отныне об Аджани в стране, которую она прославила своим талантом, писали только в негативных тонах. Трудно даже представить, на какие мерзости шла пресса, чтобы унизить и оскорбить звезду. Стоило Изабель на несколько лет перестать сниматься - и в газетах заговорили о том, что она больна СПИДом. Больше того, однажды, включив телевизор, актриса с удивлением узнала, что "вся Франция скорбит о ее безвременной кончине". Аджани пришлось срочно ехать в телецентр и в прямом эфире демонстрировать, что она жива-здорова.

 

Однако, несмотря на травлю, нападки и "удары ниже пояса", Изабель время от времени доказывает, что другим актрисам Франции далеко до нее - в плане внешности, таланта, профессионализма и мужества. Многие коллеги даже недолюбливают ее за это. Им трудно смириться с тем, что девчонка из эмигрантского квартала Парижа, так и не получившая актерского образования, сделала, возможно, самую блестящую карьеру во французском кино.


Восхождение Изабель к славе началось в тот день, когда она одержала первую в жизни победу - на школьном конкурсе чтецов. Один из членов жюри, режиссер любительского театра, уговорил 12-летнюю школьницу попробовать себя на сцене. Играть, растворяться в героинях пьес Изабель понравилась, и она проводила в театре все свободное время, хотя и не думала, что свяжет с ним свое будущее. Перелом произошел в 1969 году, когда Аджани сыграла свою первую роль в кино и попала в театр Робера Оссейна. Ее выступление в Реймсе в инсценировке драмы Гарсиа Лорки привлекло внимание театрального режиссера Раймона Руло, ставившего на ТВ спектакль по пьесе Мольера "Школа жен". Руло дал 16-летней Аджани одну из ролей в "Школе жен" - и не пожалел об этом. После выхода спектакля о юной актрисе написали все рецензенты. Критика (тогда еще благосклонная) дружно отмечала молодость и непосредственность Изабель, а также присущую ей "искренность, глубину, проникновенность".

 

"Школа жен" стала своеобразной визитной карточкой Аджани в театральном и киношном мире Парижа. "Юным дарованием" заинтересовался знаменитый театр "Комеди Франсез", предложивший Изабель сначала три главные роли в классических пьесах, а потом - эксклюзивный контракт на 20 лет. У Аджани были все шансы стать большой театральной актрисой, но о кино в этом случае пришлось бы забыть. Изабель колебалась: ее перспективы в кинематографе были не менее блестящими.


Первым крупным фильмом, прославившим Аджани, стала "Пощечина" Клода Пиното, где девушка сыграла "трудного подростка" - молоденькую дочь властного героя Лино Вентуры. Несмотря на то, что картина ставилась под Вентуру и Анни Жирардо, запоминалась в ней именно Изабель - хрупкая, ранимая, невероятно эмоциональная бунтарка, все же любящая своего сурового отца. За эту роль она получила приз имени Сюзанны Бьяншетти, присуждаемый "актрисе-надежде". Но куда важнее было другое: Аджани пригласил в свой новый фильм Франсуа Трюффо.

 

В "Истории Адели Г." ее ждала главная роль, возможность работать с одним из самых известных в мировом кино режиссеров, национальное признание. Но в "Комеди франсез" заявили на актрису свои права. Изабель поставили перед выбором: игра на сцене или съемки в кино. "Я ненавижу шантаж", - заметила в ответ 19-летняя Аджани - и хлопнула дверью самого знаменитого театра страны.


Жизнь показала, что она поступила правильно. "История Адели Г.", где Изабель с блеском сыграла дочь Виктора Гюго, сошедшую с ума от любви к офицеру, произвела фурор - и не только во Франции. В США (небывалый случай!) двадцатилетнюю иностранную актрису номинировали на "Оскар" за лучшую женскую роль. Правда, приз достался не ей, а Луизе Флетчер, игравшей в "фаворите года" - драме "Кто-то пролетел над гнездом кукушки", но сам факт номинации для юной француженки многого стоил. Впрочем, для самой Изабель куда большей наградой стали слова Трюффо: "Аджани принадлежит к той породе актеров, которые опровергают миф о везении и игре случая. Если бы она служила секретаршей в какой-нибудь префектуре, на нее все равно бы обратили внимание. Она из тех, кто играет каждый план, как самый главный в самой важной сцене, и весь фильм, как последний, словно от него зависит вся ее жизнь".

 

Успех "Истории Адели Г." привлек к Изабель внимание знаменитых режиссеров всего мира. Она сыграла маленькую роль в "Жильце" у Р. Полянского, возлюбленную Дракулы в мистической драме "Носферату - призрак ночи" В. Херцога, одну из сестер-писательниц Бронте в картине А. Тешине. Приглашали ее сниматься и в Америке. Первый фильм Аджани в США - "Водитель" - имел большой кассовый успех.


Однако настоящий расцвет творчества актрисы пришелся на 80-е годы. За это десятилетие она трижды получала "Сезар" как лучшая актриса года, а также - призы на разных фестивалях. Естественно, у Изабель появились недоброжелатели. О ней заговорили, как о резкой, строптивой и истеричной даме. Аджани комментировала это с вызовом: "Я согласна играть самые тяжелые и неблагодарные роли, но не хочу, чтобы мной командовали идиоты". Виртуозно сыграв в "Одержимой бесом" А. Жулавского, она тем не менее отказалась принять участие в его следующем проекте, а со съемок "Имя Кармен" Годара ушла через три дня. "То, что я пережила с Годаром за три дня, не сравнить с пережитым на съемках у других режиссеров за три месяца. В конце концов, это логично: что могло приключиться с Годаром в стиле самого Годара? Только одно: разрыв с актрисой..."

 

Но, ставя на место признанных метров, Аджани с удовольствием поддерживала талантливую молодежь. Прочитав в 1984 году сценарий никому не известного Люка Бессона, она тут же согласилась играть в нем, хотя единственная женская роль там была почти эпизодической. "Правда, после этого Люк позвонил мне, и его первыми словами было: "Не волнуйся, мы перепишем все так, чтобы твоя роль была главной". Но я воспротивилась - у меня не было желания опять солировать от начала и до конца. Я хотела сыграть в ансамбле. Конечно, по ходу съемок моя роль выросла, но не настолько, чтобы исказить основной сюжет".


В середине 80-х актриса снималась мало. У нее родился сын Барнаби - от режиссера Бруно Нюиттена. Изабель занималась его воспитанием, попыталась вернуться на сцену, сыграв в спектакле по пьесе Стриндберга "Фрекен Юлия". В это же время начался ее "вооруженный конфликт" с прессой, закончившийся тем, что Аджани ненадолго увлеклась политикой. В ответ на нападки на нее "ультраправых" она отправилась на родину отца - в Алжир, чтобы встретиться с антиправительственными силами и помочь им в их борьбе. Затем она затеяла и выиграла "процесс о фотографиях". Согласно французскому законодательству, облик человека считается его личной собственностью, а значит - репортеры, снимающие знаменитостей без их согласия, могут быть наказаны. Аджани, чьи "частные" фото постоянно печатали "правые" газеты, добилась этого через суд.

 

Увлеченность работой и активная общественная жизнь не мешали романам в жизни актрисы. Правда, ее увлечения были кратковременными, но зато она всегда сохраняла с экс-любимыми дружеские отношения. Бруно Нюиттен снимал ее в "Камилле Клодель", когда от их страсти не осталось уже и пепла. Уоррен Битти пригласил ее играть с ним в "Иштаре", хотя она и отказалась выйти за него замуж. Даже роман с Даниэлем Дей-Льюисом, о последствиях которого писали столько нелепостей, закончился вполне цивилизованно. "После того как я поняла, что беременна, я встретилась с Даниэлем и рассказала ему об этом. Потом он уехал и не вернулся. Но сразу после родов он пришел посмотреть на малыша, и сейчас, когда может, делает это. Что до меня, то... Знаете, нельзя одновременно давать жизнь и оплакивать гибель любви. Радость рождения перекрывает горести, которые приносит разрыв отношений".


Габриэль Кейн родился в 1995 году, и через полгода Изабель снялась в последнем, запланированном до родов проекте - "Дьяволицы" с Шарон Стоун. Фильм - римейк одноименной ленты А.-Ж. Клузо - особого успеха не имел, хотя отношения между звездами на съемках сложились вполне дружеские. Изабель, занятая малышом, уступила "первое место" Стоун - и та была этим довольна. "Шарон милая, но очень забавная. Например, она как-то заметила при всех: "Думаю, наш фильм станет по-настоящему классным только благодаря мне. Потому, что я совершенство. Я выгляжу великолепно".


После "Дьяволиц" Аджани оставила кино, чтобы больше времени проводить с сыном. Она собиралась сделать исключение только для Романа Полянского, но его проект "Двойник" развалился из-за несговорчивости Джона Траволты. Саму Изабель ничуть не смущает "простой в работе": "Я не из тех, кто дышит полной грудью лишь на съемках. Мне нравится просто жить".


И все же, хочется надеяться, что теперь, когда Габриэль Кейн подрос, Изабель Аджани вернется к работе и будет радовать поклонников своей дивной красоты и редкого таланта новыми блестящими ролями.

Ссылки
 
IMDB
 
OZON
 
Isabelle Adjani Site
 
Starpulse.com
 
The Isabelle Adjani Page
 
Isabelle Adjani Gallery
 
Actressfever.com

Избранная фильмография

1969 - "Маленький угольщик"
1971 - "Фостин и прекрасное лето"
1972 - "Тайны фламандцев"
1972 - "Школа жен" (ТВ-спектакль)
1974 - "Пощечина"
1975 - "История Адели Г." (номинация на "Оскар")
1976 - "Барокко"
1976 - "Жилец"
1976 - "Виолетта и Франсуа"
1978 - "Водитель"
1979 - "Носферату - призрак ночи"
1979 - "Сестры Бронте"
1980 - "Клара и шикарные типы"
1981 - "Весь огонь, все пламя"
1981 - "Квартет"
1981 - "Одержимая бесом" ("Сезар", премия Каннского кинофестиваля)
1981 - "В следующем году, если все будет хорошо"
1982 - "Антониета"
1982 - "Смертельная облава"
1983 - "Убийственное лето" ("Сезар")
1985 - "Подземка"
1987 - "Иштар"
1988 - "Камилла Клодель" ("Сезар", премия Берлинского кинофестиваля, номинация на "Оскар")
1982 - "Ядовитое дело"
1994 - "Королева Марго" ("Сезар")
1996 - "Дьяволицы"
1998 - "Папарацци"

 

БАРОККО
/BAROCCO/
Триллер/Детектив
Франция
1976; 1,45;

Режиссер: Андре Тешине /Andre Techine/

В ролях: Изабель Аджани /Isabelle Adjani/, Жерар Депардье /Gerard Depardieu/, Мари-Франс Пизье /Marie-France Pisier/, Жан-Клод Бриали /Jean-Claude Brialy/, Жюльен Гийомар /Julien Guiomar/, Клод Брассер /Claude Brasseur/


Романтичный триллер, снятый в традициях film noir под явным влиянием Хичкока.
В большом портовом городе (снято все в Амстердаме) идет предвыборная компания. Журналисты, поливая грязью политиков, сводят счеты. На этом фоне развивается любовь между Лорой и Самсоном (молодые Аджани и Депардье прекрасны).
Премия "Сезар" композитору (Филип Сард), оператору (Бруно Ньюттен), актрисе Мари-Франс Пизье (роль второго плана).
--------------------------------------------------------------------------------
Оператор Бруно Нюйтен /Bruno Nuytten/
Сценарист Андре Тешине /Andre Techine/, Марлин Голдин /Marilyn Goldin/
Композитор Филип Сард /Philippe Sarde/
Художник Фердинандо Скарфиотти /Ferdinando Scarfiotti/

Премии и награды:
1977 - СЕЗАР

Победитель в категориях:
1 - Лучшая музыка
Филип Сард /Philippe Sarde/
2 - Второплановые роли (Актриса)
Мари-Франс Пизье /Marie-France Pisier/
3 - Лучшая операторская работа
Бруно Нюйтен /Bruno Nuytten/

Actress - filmography

  1. Bon voyage (2003)

  2. Adolphe (2002) .... Ellénore
    ... aka Adolphe de Benjamin Constant (2002) (France: complete title)

  3. Repentie, La (2002) .... Charlotte/Leïla
    ... aka Repentant, The (2002) (International: English title)

  4. Salut sex! (2000) (TV) (archive footage) (uncredited) .... Herself

  5. Paparazzi (1998/I) .... Herself

  6. Diabolique (1996) .... Mia Baran

  7. Cent et une nuits de Simon Cinéma, Les (1995) (archive footage in Cannes) .... Extra
    ... aka Cent et une nuits, Les (1995) (France: short title)
    ... aka Hundred and One Nights of Simon Cinema, A (1995)
    ... aka Hundred and One Nights, A (1995)

  8. Reine Margot, La (1994) .... Margot
    ... aka Bartholomäusnacht, Die (1994) (Germany)
    ... aka Queen Margot (1994) (USA)
    ... aka Regina Margot, La (1994) (Italy)

  9. Toxic Affair (1993) .... Pénélope

  10. Lung Ta: Les cavaliers du vent (1990) (voice) .... Récitante/Narrator
    ... aka Lung Ta: Forbidden Tibet (1990) (Canada: festival title English title)
    ... aka Lung Ta: The Forgotten Tibet (1990) (USA)

  11. Camille Claudel (1988) .... Camille Claudel
    ... aka Camille Claudel (1988) (USA)
    ... aka Camille Claudel - Violence et passion (1988)

  12. Ishtar (1987) .... Shirra Assel

  13. T'as de beaux escaliers tu sais (1986)

  14. Subway (1985) .... Helena

  15. Été meurtrier, L' (1983) .... Eliane dite 'Elle'
    ... aka One Deadly Summer (1983) (USA)

  16. Mortelle randonnée (1983) .... Catherine Leiris/Lucie, 'Marie'
    ... aka Deadly Circuit (1983)
    ... aka Deadly Run (1983) (Europe: English title)

  17. Antonieta (1982) .... Antonieta Rivas Mercado

  18. Tout feu, tout flamme (1981) .... Pauline Valance
    ... aka All Fired Up (1981)

  19. Pardonnez-nous nos enfances (1981) (TV) .... Herself

  20. Ciné regards: L'avis de Rappeneau (1981) (TV) .... Herself

  21. Quartet (1981) .... Marya Zelli

  22. Année prochaine... si tout va bien, L' (1981) .... Isabelle
    ... aka Next Year If All Goes Well (1981)

  23. Possession (1981) .... Anna/Helen

  24. Clara et les chics types (1980) .... Clara
    ... aka Clara and the Swell Guys (1980)

  25. Soeurs Brontë, Les (1979) .... Emily Brontë
    ... aka Bronte Sisters, The (1979)

  26. Nosferatu: Phantom der Nacht (1979) .... Lucy Harker
    ... aka Nosferatu - fantôme de la nuit (1979) (France)
    ... aka Nosferatu the Vampyre (1979) (USA)

  27. Driver, The (1978) .... The Player

  28. Violette & François (1977) .... Violette

  29. Barocco (1976) .... Laure

  30. Locataire, Le (1976) .... Stella
    ... aka Tenant, The (1976) (USA)

  31. Histoire d'Adèle H., L' (1975) .... Adèle Hugo
    ... aka Story of Adele H, The (1975) (USA)

  32. Ondine (1975) (TV) .... Ondine

  33. Gifle, La (1974) .... Isabelle Doulean, their daughter
    ... aka Schiaffo, Lo (1974) (Italy)
    ... aka Slap, The (1974)

  34. Secret des flamands, Le (1974) (TV) .... Maria

  35. Avare, L' (1973) (TV)

  36. École des femmes, L' (1973) (TV) .... Agnès

  37. Faustine et le bel été (1972) .... Camille
    ... aka Faustine (1972) (France: short title)
    ... aka Faustine and the Beautiful Summer (1972)

  38. Petit bougnat, Le (1969) .... Rose

 

http://belle.onweb.cx/   

 http://dir.yahoo.com/Entertainment/Actors_and_Actresses/Adjani__Isabelle/ 

http://mega.km.ru/cinema/Encyclop.asp?Topic=CINEMA_ZP_66  

  http://www.bomis.com/rings/isabelleadjani/  

Hosted by uCoz